Говоря о спектакле, который прошел этим пятничным вечером в рамках Рыбаковского фестиваля, так сразу и не решишь, с чего же начать. Как подвести рассказ к тому — самому главному, да и стоит ли вообще подводить? Когда впускаешь слова в тот мир, откуда сами авторы спектакля их убрали. Они невольно нарушают все хрупкую магию сценического действия, оказываясь всегда грубее и прямолинейнее, чем чистые образы, выраженные действием. Для тех, кто на спектакле не был и с творчеством Стаса Варкки и его верных товарищей по сцене не знаком, стоит, наверное, пояснить что к чему.
Свет в зале гаснет. Звучит традиционная просьба отключить звук мобильных телефонов, а следом за ним предупреждение. Зрителей просят не расстраиваться, если в ходе постановки им что-то будет непонятно, авторы уверяют, что и сами многое не понимают. Отличное начало, которое сообщило зрителю — подготовленному и не очень, что на ближайшие несколько часов стоит попытаться меньше искать глубинного смысла и попробовать отпустить свое воображение в полет. «Карнавал» - это пластический спектакль от признанных мастеров этого дела.
Далее, вероятно, стоило бы перейти к сюжету, да только нет его. Если быть точнее, то, наверное, у каждого из сидящих в зале он был своим. Зрители вглядывались в разноцветие костюмов, в пугающие глаза двусторонних масок, в пугающие пляски мифических существ и каждый воображал что-то свое. Сюжетная линия строится вокруг жизни «дрессировщика», который по воле магии/высших сил/судьбы находит перо. И в пару к этому у него оказывается бумага. Подобно тому, как обезьяна, взявшая палку, стала человеком разумным. Человек, у которого появляются перо и бумага, начинает творить. И в его жизнь врывается карнавал. И теперь он - не он сам, и жизнь его уже не будет прежней, и жить ему придется бок о бок с тем, что он создает.
«Идеей «Карнавала, как явления, нас заразил Слава Полунин (лучший клоун в мире, создатель театра «Лицедеи», один из наших учителей). Это было в 1995 году, мы тогда жили и работали в Париже, были специалистами в области пантомимы, пластической драмы и танца.
Слава зашёл к нам осенним вечером, и, попивая бордо, мы проговорили до утра. Вернее, говорил в основном он, а мы слушали… О мире Карнавала, который существует параллельно нашему, обыденному, о том, что иногда ткань времени рвётся и Карнавал врывается в нашу жизнь, о том, что если приглядеться, то за каждым событием этой жизни стоит чудо, просто мы слишком заняты…»
Так сами основатели театра Стас Варкки и Лариса Лебедева говорят о своем творении. Но, повторюсь, слова здесь излишни. Надо просто всматриваться в танцы, хороводы, баталии за вдохновение и муки творчества, и можно увидеть рождение «человека созидающего».
Совсем не беда, если вдруг всего этого вы не увидели или увидели иначе, по-своему. На то оно и творчество — зритель всегда привносит частицу себя в произведение. Да и ведь это же просто-напросто очень красиво. Если бы просто выставить все костюмы, которые задействованы в спектакле, их было бы можно разглядывать часами. Они удивительно детализированы и завораживающе красивы. К слову, в антракте самая юная актриса театра «Королевский жираф» организовала продажу сувениров и бижутерии ручной работы.
Изысканное и утонченное действо завершилось, но тамбовская публика не желала отпускать актеров. Долгие, практически непрекращающиеся овации держали актеров на сцене, а в это время им несли букеты и произносили слова благодарности. Стоит, наверное, напомнить, что театр «Королевский жираф» в нашем городе не в первый раз.
Шесть лет назад они подготовили и провели феерический уличный карнавал на центральных улицах города, который был посвящен Дню города. Да-да, те самые быки на ходулях, мимы, женщины-птицы в золотых одеяниях — это все были они. Так что Тамбов, конечно, помнил и был готов к этой встрече. Триумфальное возвращение состоялось успешно.
89551[/ photo]