Портал ВТамбове в рамках традиционной акции «ВелосипедуДА» подготовил для своих пользователей, которые в свободное время не прочь поколесить по родным просторам, ответы на актуальные вопросы, а также собрал ряд рекомендаций от сотрудников региональной Госавтоинспекции.
Согласно ПДД, движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Взрослые велосипедисты обязаны ездить по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. Учитывая тот факт, что в Тамбове подобных условий в настоящее время нет, велосипедисты должны двигаться по правому краю проезжей части. В связи с этим возникает ряд вопросов: «что делать, если я попросту боюсь выезжать на велосипеде на проезжую часть?», «накажет ли меня кто-нибудь, если я буду ехать по тротуару, а не по дороге, и, если накажет, то каким образом?» и прочее.
Когда вы едете на велосипеде по тротуару, вы нарушаете ПДД. При движении по тротуару велосипед, с юридической точки зрения, ничем не отличается от автомобиля, который движется по тротуару, и ответственность за это нарушение одинаковая для обоих водителей. Однако тамбовские автоинспекторы не обращают внимания на подобные нарушения велосипедистов. Вероятнее всего, у них много другой работы. К тому же пешеходов, нарушающих ПДД в сотни раз больше.
Учитывая, что массовое строительство велосипедных дорожек в ближайшем будущем у нас не предвидится, то велосипедистам ещё долго придётся самостоятельно выбирать, где проложить свой маршрут – по дороге или по тротуару. Самое интересное, что на тротуаре, по сравнению с проезжей частью, велосипедист находится в большей безопасности, считают дорожные полицейские. Особенно это относится к людям, не имеющим большого опыта езды на велосипеде, а также к детям. Однако в этом случае уже пешеходы находятся в проигрыше и подвергаются опасности. Особенно это касается детей, пожилых людей, мам с колясками и граждан в состоянии алкогольного опьянения.
Первая особенность — это необходимость прыгать с бордюра и заезжать на него обратно на перекрёстках и в местах заездов во дворы. Делать это приходится довольно часто, поэтому такая езда может быстро надоесть. Большой опасностью в месте пересечения тротуара и проезжей части может стать автомобиль, поворачивающий с основной дороги на второстепенную или во двор. Водитель автомобиля может не заметить велосипедиста из-за того, что психологически готов скорее увидеть пешехода, чем человека на велосипеде, или не рассчитать дистанцию, потому что скорость велосипеда как минимум в два-три раза выше скорости пешехода. Самое главное помнить: когда вы едете на велосипеде по тротуару, вы находитесь не на своей территории. Необходимо вести себя осторожно и действовать в соответствии с ситуацией.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нарушить соответствующее правило (ехать по тротуару вместо проезжей части), в Тамбове можно, но с одним условием: если вы не создаёте серьёзных помех пешим участникам движения.
Теперь предлагаем рассмотреть факторы, влияющие на безопасность велосипедиста.
Велосипед считается исправным, если у него эффективно и быстро работают тормоза, чётко переключаются передачи, все трущиеся узлы смазаны. Велосипед должен быть хорошо обтянут, аксессуары надёжно закреплены. Это позволит исключить возможность блокировки колёс или зацепления за предметы на дороге. Когда вы уверены в техническом состоянии велосипеда, вы лучше сосредоточены на дорожной обстановке и уверенно чувствуете себя в транспортном потоке.
Главное в этом пункте — шлем, который, мало того, что защищает вашу голову, так ещё и прибавляет солидности. Велосипедист в шлеме более заметен и более уважаем водителями автомобилей за то, что побеспокоился о своей безопасности. Подобный эффект ещё больше увеличивает специальная велоодежда ярких цветов.
Сила и выносливость велосипедиста напрямую влияют на скорость движения и способность её быстро набирать. Чем больше его скорость приближена к скорости транспортного потока, тем безопасней езда. Кроме того, велосипедист должен иметь сильные руки, чтобы вести велосипед одной рукой во время обозначения своих манёвров и других моментов, когда возникает необходимость.
Как бы банально это не звучало: в тёмное время суток или в условиях плохой видимости велосипед обязательно должен иметь световые приборы, которые его обозначают и позволяют видеть дорожное полотно. От этого зависит ваше здоровье и жизнь.
Велосипедист в отличии от водителя автомобиля менее защищён, и поэтому он должен быть более внимательным. Незначительные для автомобиля «неполадки» на дороге – выбоины, ямы, трещины в асфальте, - для велосипедиста представляют опасность. Необходимо внимательно смотреть по сторонам и держать в поле зрения потенциально опасные объекты.
Здесь необходимо всегда быть начеку – стараться издалека замечать ямы и заранее снижать скорость. При интенсивном дорожном движении нельзя делать резких маневров, чтобы не попасть под колёса автомобиля. Объезжать ямы надо плавным маневром, по возможности — указать намерение сделать маневр рукой. Двигаясь в группе, желательно указать сзади движущимся велосипедистам на опасность. По небольшим ямам можно проехать прямо, притормозив.
Во время дождя сцепление с асфальтом намного уменьшается. Особенно опасны первые минуты езды после дождя. На поворотах не стоит сильно заваливать велосипед.
Когда разметка на дороге нанесена краской, то проблем нет. Но иногда она бывает ещё и выпуклой. Такая разметка может представлять опасность, особенно во время дождя. Пересекая её надо быть готовым, что колесо может соскользнуть. В этом случае стоит избегать резких движений.
При таком покрытии быстро устают руки от напряжения и вибрации. В эти моменты они работают как амортизаторы. Управлять велосипедом надо, указывая ему общее направление, между булыжниками колесо велосипеда само находит дорогу.
На больших скоростях, двигаясь по песку или гравию, велосипед может стать неуправляем, особенно на поворотах. В таких случаях надо просто притормозить, не срезать угол поворота и не лихачить. На больших участках с таким покрытием для лучшей проходимости можно подспустить колёса.
Правила дорожного движения рекомендуют велосипедисту двигаться как можно ближе к правой обочине дороги. Но там как раз и располагаются канализационные решетки и люки. Сливные решётки особенно опасны из-за широких отверстий, куда проскакивает колесо велосипеда.
На дороге всегда появляются различные вещи, представляющие опасность для велосипедистов. Это погибшие животные, выпавшие из автомобилей предметы, разлитое машинное масло и другие. Как и в случаях с канализационными люками и решётками, велосипедист всегда должен быть бдительным и стараться заранее определить степень опасности, чтобы вовремя среагировать на неё.
Если бояться проезжей части, то лучше вообще на неё не выезжать. На дороге надо вести себя уверенно, не метаться из стороны в сторону, поворачивать руль ровно настолько, насколько необходимо, чтобы избежать опасности или совершить манёвр. Велосипедист - такой же участник дорожного движения. Он имеет такие же права и обязанности, как и другие. Об этом надо помнить и чувствовать себя уверенно.
Надеемся, что вы избавитесь от всех своих опасений и будете чувствовать себя на велосипеде, как в танке. А портал ВТамбове вас в этом поддержит. В ближайшее время мы подготовим для своих пользователей ещё больше новых интересных и полезных материалов.
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
Конечно пункт про отсутствие возможности двигаться по правой стороне дороги достаточно размыт, но всё же, прямым нарушением езда по тротуару не является.