Для начала мы предлагаем вам посмотреть клип, ведь без этого все дальнейшие разговоры о нём окажутся бессмысленными.
— Денис, Роман, расскажите, как появилась идея создать подобный продукт?
Денис: Сначала была песня, иностранно-заморская, популярно-«качёвская». Она мне нравилась, и мы решили её сделать, чтобы петь. А потом у Романа Владимировича (Роман Паршин, вокалист шоу-дуэта «Нестройные»-прим…), родилась идея, что эта песня слишком уж заморская, слишком много в ней иностранщины. А он же парень русский, вот в нём душа и запротестовала.
Роман: Восторжествовала!
Денис: Пришёл он ко мне и говорит, представляешь, если в эту песню добавить какую-нибудь русскую народную? Например, «Порушку-Параню»? Я, как обычно, сказал: «Ты чего? Она и так самодостаточная». А потом посидел, покрутил и понял, что они, в принципе, похожи: по ритмике, по гармонии, по мелодике. И думаю — чего бы и нет? Потом Роман пришёл, поиграл на флейте, флейта дала ещё колорита. Поняли, что туда нужен народный женский вокал. Позвонили Лерочке Кирсановой, она с удовольствием откликнулась, пришла. Записали вот такую композицию, и все оказались ею довольны. Где бы мы её ни исполняли, все очень радовались, веселились, что так ловко песни соединяются. Как-то так сложилось у нас в обществе, что западная культура довлеет над нами, поэтому всё, что традиционное, исконно русское, воспринимается с некой иронией и насмешкой. Мол, «добрый молодец», «красна девица».
Роман: Ваньки русские…
Денис: Да-да, «несоображенные». А они внутри всё равно сидят, эти песни! Как Роман говорит, генетическая память есть у людей. И вышло так, что вроде «Uptown Funk», вроде Бруно Марс, а вроде и наш. Бруня. Как звали бы Бруно Марса, если бы он был славянином? (смеётся)
Роман: Дед Брунька, Брунислав. (смеётся)
Денис: А потом в голове Романа родилась ещё одна идея. Тут День города как раз подоспел… Говорит, песня достойная и здорово было бы её исполнить как подарок городу. Потом — а что если снять клип, показать русскую удаль? Всё это намешать и подарить городу? А почему бы и нет? Бросили клич людям, которых это могло бы заинтересовать. А потом в голове Романа Владимировича поселилась ещё одна больная идея: говорит, а чего бы не взять и не отправить этот клип Бруно Марсу?
— Уже отправили?
Роман: Нет. понял, что я мечтаю стать известным, чтобы «Нестройные» стали известными на мировом уровне. Весь посыл с этой песней и этим клипом начался с того дня, когда я был на судействе на одном конкурсе вокалистов в Котовске. И до судейства мы встретились в кабинете с одной женщиной. Она завела разговор о влиянии иностранного творчества на Россию. То, что влияние очень большое, что зарубежная музыка стала доступнее, чем русская. Она везде. И у неё внутри было негодование по этому поводу. И мне в голову пришла мысль: «Может быть, начать с себя?» Любишь русскую песню? Пой. Любишь русскую культуру? Води хороводы. Воспевай её во всём, в чём можешь». Изначально была идея сделать выступление на Дне города, так как День города юбилейный, Тамбову — 380 лет. В этом вся потребность «Нестройных» — соединить несоединимое, потому что просто спеть песню на английском — это просто. Выпендрёжник я, короче.
Вообще, у меня в голове было так: снимаем ролик, где на сцене все фольклорные коллективы, казаки прыгают. Снять это и отправить Бруно Марсу, мол, смотри, «как мы «могём». Но я не хотел тратить свои силы, не хотел разбиться и костьми лечь. Поэтому нашли видеографа, точно определили мою роль. Кстати, Андрей Гришачкин, даже сам позвонил! Это вообще не похоже на людей. А потом я искал танцевальный коллектив. Точно не могу сказать, как мне посоветовали Наталью Юрьевну, хореографа из Драмтеатра. Я ей звоню, рассказываю об идее, а она: «Я как раз думала, чем же я буду заниматься в отпуске? Вот ты и позвонил мне, спасибо». Я пришёл к ней, поговорил, всё официально, я очень волновался. Я не верил, что человек может просто сказать «Да, вот у нас коллектив, будем делать». И когда мы пришли на первую репетицию, они уже репетировали. Они за несколько дней придумали весь танец, отработали. Но самое интересное — она сказала нам: «Становитесь, будете сейчас танцевать». И тут было очень смешно. Отсюда началось наше участие в проекте. Мы танцевали вместе с ними, изучали движения. Потом, когда в преддверии Дня города мы стали встречаться чаще, я получил кайф от этого соединения людей. Перед Днём города сделали флешмоб, Евгения Паршина помогла нам.
А что касается самого клипа, то я увидел ролик, который делался к чемпионату мира по хоккею, где они на разных локациях делали одни и те же движения. Я говорю, давай вот так попробуем. У нас чуть-чуть по-другому получилось. Лучше. И особое открытие было для нас, когда мы танцевали на стадионе.
Денис: Это было нечто! Я никогда не стоял там, на стадионе, в центре поля. А с Драмтеатром вообще отдельная история. Там проходил показ какого-то спектакля с крутыми декорациями, светом. И на момент наших репетиций там всё это просто стояло. И мы чудом договорились с людьми, которые нам всё включили на полчаса, мы быстренько три дубля «отстреляли» и убежали.
Роман: Денис визжал от восторга «Ты понимаешь, что присходит?!» То есть снятие самого ролика не было кульминацией наших ощущений, кульминация в том, что мы принимали в этом участие.
— Что чувствовали?
Денис: Было удивительно! Сначала у меня была в голове какая-то задача, а потом я перестал думать, потому что мне стало интересно. Это как рыбалка или как грызть семечки: люди не стараются наесться этими маленькими семенами, они делают это ради процесса. На фоне девчонок-танцовщиц я понял, что я уже староват. Восьмой дубль, а они поднимают ноги всё так же высоко, а я всё меньше двигаюсь и всё больше улыбаюсь. Запомнились съёмки у «Кристалла». Мы снимали, когда на Советской была пробка, которая движется 20 километров в сто лет. Отсняли три или четыре дубля. Люди вылезали из окон автомобилей, аплодировали. Мне потом пара друзей прислали ВКонтакте фотки с наших съёмок, так прикольно. И прикольно было на стадионе, я носился, бегал. У меня даже видео в Инстаграме есть.
Роман: А у меня образ такой родился: когда командой в спартакиаде участвуешь и проходишь конкурс с обручем. Ты в него встаёшь, держишь и бежишь вместе с ним. Обегаешь круг, ещё одного человека «сажаешь» в обруч и опять бежишь. И самое интересное — когда ты бежишь к финишу всей командой. И не надо показывать, какой ты ловкий, и тянуть всех за собой, иначе все упадут. А вот когда бежишь синхронно, то неважно, первыми или вторыми придёте к финишу, сам факт! Вообще проект достаточно легко случился. Я считаю, что мы, как коллектив федерального масштаба, обязаны что-то дарить людям, отдавать больше, чем нам кажется возможным.
Денис: Со съёмкой на стадионе вышло интересно. Я не заморачивался, пришёл, думаю, что кто-нибудь из нас договорился. И все так думали. Начальник стадиона, наверное, тоже так думал. Когда мы пришли туда, сразу появился какой-то человек. Спрашивает: «А вы куда собрались?» Мы в туфлях, а там же надо в бутсах. Думаем — ну что мы будем прятаться, мы же на поле футбольном, там сложно остаться незамеченным (смеётся). И мы рассказали про идею, про съёмки. И он крикнул на другой конец поля, видимо, своему начальнику: «Артисты!» Тот ему: «Хорошие артисты. Пусть снимают».
— Зачем людям смотреть ваш ролик?
Денис: Чтобы поднять себе настроение, чтобы увидеть наш город в ключевых местах.
Роман: А ещё, чтобы помнить, что есть русская песня, русская культура. Не надо стыдиться своих корней.
— Как вы думаете, а может ли быть «Порушка-Параня» интересна без «Uptown Funk»?
Роман: Конечно! Не представляешь, что происходит с людьми, когда мы поём подобные песни! Все люди знают слова, они отбивают каблуки, когда танцуют!
Денис: Наша культура чаще подвергается стыду: ты недалёкий, неактуальный, несовременный. Но в нашей исконной музыке есть своя гармония, свой кач, в ней есть всё. Просто её нужно правильно преподносить.
Роман: В определённый период эту музыку забыли и упростили до уровня балалайки и трёх струн.
Денис: Все эти частушки… Я, например, «Сколот» послушал, «Ярилов зной». Какие там гармонии! «Ежевика» что поёт! Это же фольклорная традиционная музыка!
Роман: Мы только начинаем вспоминать.
— Что будут петь следующие поколения?
Роман: То же самое, что пели предки, и поём мы. Всё, что мы будем петь нашим детям, то и будут петь через 20–30 лет. Главное — не забывать корни.
Фото: LikenGo, Мария Терехова