Появление на сцене двух клавишников, пары гитаристов и барабанщика обещало качественный и, что самое приятное, живой звук.
Следом за ними вышел и Александр Яковлевич, сорвав тонну аплодисментов, переходящих в стройные овации. И вот нон-стопом одна за другой звучат песни: концерт начался с душевной композиции под названием «Странная жизнь». И полились песни-истории, песни-откровения одна за другой.
«Гаврош», «Щегол», «Брат мой» — все они звучат и подпеваются, поражая своей поэтичностью. Каждая песня погружает в свой собственный сюжет, ярко рисуя образы. Слушатели находят сходство со своими историями, а Розенбаум тем временем повествует о собственном пути. Как только звучат последние аккорды, зал взрывается шелестом аплодисментов, и на сцену то и дело кто-то выходит подарить цветы.
Александр Яковлевич надевает гитару, на которой изображён белый бультерьер. Это пёс Лаки, умерший любимец артиста, в котором тот по сей день не чает души, рассказывает «Википедия».
«Берегите своих родных, они охраняют нашу жизнь. Мне уже много лет, но я как будто мальчик, потому что жив мой отец. Ему 93 года. Сейчас я исполню песню, которая посвящается моему отцу», — говорит Розенбаум, напевая «Это было очень давно, ну где-то там, на стыке времён…».
На следующей песне с первых аккордов артист срывает аплодисменты. Наверное, «Вальс-бостон», подумалось мне. Но нет. «Мечта блатного поэта» — вот что за композиция была так тепло встречена тамбовской публикой.
«Эту песню я написал очень давно, но сейчас она, к сожалению, очень актуальна. У нас в России войну знает каждая вторая семья. Каждая вторая… И хоть эта песня про войну, она самая антивоенная», — начал Розенбаум, предшествуя песне «А может не было войны». «А может, не было войны и мир её себе придумал? Но почему же старики так плачут в мае от тоски? — однажды ночью я подумал».
На мемуарной песне «В 62-м году» Александр Яковлевич спускается в зал, приглашая на танец слушательницу из первого ряда. Та в ответ дарит ему букет белых ромашек.
«Почему-то когда говоришь «дворовая песня», все сразу морщат нос. А я вам сейчас спою очень дворовую песню. «Дворовее» не придумаешь», — и музыканты наигрывают знакомую мелодию «Вальс-бостон», зал взрывается!
Ярким событием концерта стало акапелльное исполнение песни «Вечерняя застольная». Александр Яковлевич спустился в зал и, даже не используя микрофон, глубоко и протяжно затянул «Поднимем эту чашу за детей наших…». К нему подключился весь зал, и получилось что-то вроде хора с одним солирующим. Превосходное зрелище.
Ещё тройка композиций — и анекдотом про неработающие связки Розенбаум провожает зрителей на антракт.
Второе отделение началось с песен «Рубашка нараспашку» и других композиций, повествующих о длинной жизненной дороге артиста. Пришло время настоящего русского шансона про «граждан начальников», «чифирь» и «братанов». Отчего часть мужской половины зала заметно приободрилась.
Кстати, стандартное «три куплета и припев» — далеко не про песни Розенбаума. Для его композиций 5 куплетов — это норма, этакие песенные баллады с завязкой, кульминацией и финалом.
«Я люблю музыку во всём её проявлении», — начинает Розенбаум. «Сейчас я исполню новую песню, которую мало где пел. В 83 году, в тот же год, что я вышел на профессиональную сцену, и 13 октября, на месяц после этого события, в Англии на свет появилась девочка-легенда. Но, как и все легенды, она погибла в возрасте 27 лет. Её звали Эми Джейд Уайнхаус». «Рок-н-ролльная богиня» — так называется песня, посвящённая девушке-легенде.
И творчество Розенбаума сплошь пропитано подобными контрастами!
«Однажды ко мне перед концертом подошёл мужик и говорит: «Спой мне свой еврейский шлягер». Я думаю — нормальная просьба, только что он имеет в виду? У меня еврейских песен всего пять, как мне кажется, а шлягеров… Ну парочка. Я ему: «Ты какую песню имеешь в виду?», а он мне: «Ну это, «и ничего другого, Наум». И ничего другого, Наум! Это же превосходно!» — предварял Розенбаум свою популярную песню «Ау», которая действительно стала шлягером.
Концерт близится к завершению. Подарки, представление артистов, ещё несколько песен. И в качестве заключительной — живая и философичная «Истинно верую», которая аккуратно дотрагивается до человеческой души и её вечных ценностей.
После громких стройных аплодисментов от слушателей, поднявшихся со своих мест, Александр Яковлевич взял слово.
«Поклоны артистов — это не просто формальность, а истинная благодарность. Именно вы, зрители, позволяете артисту жить, а не проживать. Жить — это значит приносить людям, живущим с тобой на одной Земле, реальную пользу. Я считаю именно эту мысль — национальной идеей; её ищут в «Сколково», в балете — а она в другом. И если человек будет жить, а не проживать, то жизнь будет классной. Жить, а не проживать. Артисту это ощущение даёт только публика. Главное — это вы. Поэтому артисты вам и кланяются, чтобы сказать большое спасибо», — сказал Розенбаум, низко поклонившись залу.
«И в качестве пожелания — еду я по Бруклину в Нью-Йорке и вижу баннер с одним словом. Потому примите:
«Как много мыслей кружится в голове,
Я об одну споткнулся в понедельник —
По-русски «love» читается «лавэ».
Желаю вам любви и много денег!»
Александр Розенбаум: «Тамбов, спасибо за погоду!»
Вспомню анекдот.
После торжественного ужина во Въетнаме Брежнев Леонид Ильич благодарит хозяев:
- Спасибо за чай!
К нему с вопросом:
- А почему только за чай спасибо говорите?!Вы же ели и первое, и второе бдюдо...
Брежнев ответил:
- А о стальное всё своё!..
* остальное