Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
ТОЛК: потерянные усадьбы Тамбовской губернии Необходимость виртуальной реконструкции Новопокровского имения Орловых-Давыдовых и усадьбы семьи Боратынских Мара определяется особой социокультурной ролью этих владений в истории Тамбовщины, трудностью процесса реального восстановления этих, некогда известных поместий.

ТОЛК: потерянные усадьбы Тамбовской губернии

1 июля 2019, 12:45
Фото: Архив Р. М. Житина
Необходимость виртуальной реконструкции Новопокровского имения Орловых-Давыдовых и усадьбы семьи Боратынских Мара определяется особой социокультурной ролью этих владений в истории Тамбовщины, трудностью процесса реального восстановления этих, некогда известных поместий.

Находящаяся на территории современного Уметского района усадьба Мара принадлежала семье великого поэта Е. А. Боратынского, чье детство прошло здесь, также здесь хранились архивы поэта. Впоследствии, на протяжении всей своей жизни Евгений Абрамович возвращался в Мару. В обустройстве владения мы видим некогда богатую дворянскую усадьбу с традиционной для российских имений застройкой. Здесь находились парадная, садово-парковая и мемориальная зоны.

Вознесенская церковь в усадьбе Мара рода Боратынских. Фото: https://history-russia.livejournal.com/155908.html

Новопокровка, в отличие от Мары, имела сугубо хозяйственное значение, которое и определяло экстерьер местной инфраструктуры. В 1884 г. имение у князя Волконского приобрел граф А. В. Орлов-Давыдов, приступивший к модернизации производственной инфраструктуры. Обновлялись и возводились хозяйственные постройки, также строились дома для рабочего персонала. При его сыне, А. А. Орлове-Давыдове в экономии начал работать сахарный завод, на котором трудились тысячи человек.

Остатки застройки Новопокровского сахарного завода Орловых-Давыдовых. Фото: Архив Р. М. Житина

В настоящее время от обоих комплексов практически ничего не осталось. Реконструкция усадьбы Боратынских, попытки которой были предприняты в 2000-х гг., на сегодня заморожена, восстановление Новопокровского завода (как ценного памятника индустриального наследия) на данный момент не планируется. В связи с этим выполняемая виртуальная реконструкция является крайне актуальной. Реконструкция позволит воссоздать экстерьер утраченных на данный момент построек.

Важной частью работы по реконструкции является стремление посредством визуализации имений более полно раскрыть социокультурные и исторические особенности их развития. Это придает работе антропологическую и социально-историческую окраску.

Анализ планов обустройства Мары позволяет выделить три основные функциональные части, которые создавали планировочную структуру усадебного комплекса. Это: 1) парадная; 2) садово-парковая (лесопарковый комплекс); 3) мемориальная зоны.

Предварительный вид реконструкции экстерьера усадебного дома Боратынских в имении Мара. Фото: Архив Р. М. Житина

Для создания репрезентативной модели жилых и хозяйственных построек использовались разные по типу источники: изобразительные материалы (планы, чертежи, рисунки, фотографии), описательные документы, комоснимки и т. д.

Усадебный дом в Маре представлял собой одноэтажную деревянную постройку с довольно практичной планировкой комнат. Вероятно, владелец расценивал свой дом как временное жилье до возведения более «серьезного» здания.

Строительство дома совпало по времени с господством классицизма в архитектуре, что отразилось на его композиции. Первоначально дом имел форму прямоугольника, в центре фасадной части которого выступала в сад полукруглая терраса (балкон) с белыми колоннами, между которыми на каменном полу стояли горшки с цветами. В последующем усадебный дом оброс новыми постройками. К нему были добавлены жилые комнаты, зимний сад. Окончательно облик усадебного дома сформировался в 1850-1860 гг., когда к нему пристроили крытый балкон-террасу и двухэтажную башню.

Предварительный вид реконструкции экстерьера Грота в имении Мара Боратынских. Фото: Архив Р. М. Житина

Садово-парковый (лесопарковый) комплекс Мары был полифункциональным. В имении он выполнял и рекреационную, и хозяйственную и, отчасти, научную функции. Особенность композиции местного парка – это плавный переход от регулярного к пейзажному стилю по мере движения от усадебного дома.

Предварительный вид реконструкции экстерьера Вознесенской церкви в усадьбе Мара рода Боратынских. Фото: Архив Р. М. Житина

Главное сооружение парка – каменный Грот – владельцы выстроили в готическом стиле. По всей видимости, композиционные решения экстерьера Грота были навеяны архитектурой Гатчины, где служил Абрам Андреевич. Современники признавали монументальность и гармоничное сочетание архитектуры строения с пейзажем парка.

Мемориальная зона – традиционная часть дворянских усадеб. Здесь находилась усадебная церковь и семейное захоронение. Храм в Маре построен в 1818 г. в классическом стиле. Со временем здесь появилось семейное кладбище, где были похоронены мать поэта Александра Фёдоровна Баратынская, ее родная сестра Екатерина Фёдоровна Черепанова, второй владелец усадьбы Сергей Абрамович с женой Софьей Михайловной и их дети: сын Михаил Сергеевич и дочери Елизавета (урожденная Дельвиг), Анастасия, Александра. Мраморные надгробия – единственное, что осталось на данный момент от мемориальной части имения.

В планировке Новопокровки отсутствуют мемориальная и парадная части, садово-парковый комплекс. Застройка утилитарна и подчинена хозяйственному значению владения. Следует отметить логичность взаимного размещения построек, близость поселения к заводу и его компактность, правильную планировку поселения.

Возведение различных новых типов зданий и их размещение находилось в соответствии с идеями градостроительства того времени и способствовало улучшению бытовых условий жизни работников. С этой целью в инфраструктуру экономиии были включены две водонапорные башни, создана канализация. Для проживания работников были выстроены многоквартирные кирпичные дома. Помещения завода были электрифицированы.

Подводя итоги, следует отметить, что проделанная работа актуализирует задачи изучения и сохранения историко-культурного наследия. Благодаря реконструкции расширяются возможности исследования особенностей усадебных комплексов, в том числе усадебных садово-парковых зон.

Статья подготовлена в рамках проекта «Родина начинается с малого», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов (проект № 18-2-003220)

Руслан ЖИТИН,
Андрей АЛЛЕНОВ,
Людмила ПАТРИНА 

Фото: https://history-russia.livejournal.com/155908.html, архив Р.М. Житина

Служба новостей