В соответствии со своим назначением строения в имениях носили различные названия. Усадебный дом предназначался для проживания владельца с семьей. В имениях, в которых владелец не жил, усадебный дом занимал управляющий. Другой административный персонал помещался во флигелях. Название флигеля «носила всякая постройка, предназначенная для жилого помещения лиц, занимающих положение несколько выше обыкновенного рабочего, хотя бы эта постройка представляла главное здание какого-нибудь хутора в имении». Помещением для рабочих и администрации служили рабочие избы и казармы. В хлебных магазинах, амбарах и кладовых хранились продукты. Помимо перечисленного, в каждом имении «обязательно находился конный и скотный дворы, конюшня и во многих имениях – овины для сушки зернового хлеба, каретные сараи, кухни, ледники, погреба, бани и колодцы с насосами».
В большинстве случаев усадьбы поместий располагались «при деревнях или селах в расстоянии от них менее версты». Например, в Тамбовском уезде только 121 экономия из 445-ти лежала на расстоянии более одной версты от населенного пункта, причем 36 экономий группировались от ближайшей деревни в 1–1,5 верстах, 22 – в 2-х верстах, 18 – в 3-х верстах, 16 в – 4-х верстах, 19 – в 5-ти и более верстах. Крупные имения (в 1000 и больше дес.), как правило, не имели компактной планировки. Кроме главной усадьбы, в таких имениях был еще дополнительный хутор, с жилыми строениями, ригами или особыми скотными дворами. Иметь подобные участки помещиков «заставляла большая растянутость имения или неудобная его фигура» или «неудобное положение усадьбы». В таких условиях владельцу приходилось заводить один или несколько хуторов, а также придавать каждому из них разное хозяйственное значение.
|
---|
Фасад усадебного дома имения Чичериных в селе Караул Кирсановского уезда. Фото: https://marina-klimkova.livejournal.com/141964.html |
Материальные возможности владельца определяли внешний облик имения. Отмена крепостного права в 1861 году отразилась на всех без исключения типах экономий, однако наиболее сильный удар был нанесен по мелкопоместным хозяевам (с площадью менее 50 дес.). Современники давали крайне неутешительные описания жизни в небогатых поместьях. «Нам приходилось проезжать через большое село Всесвятское, сплошь состоявшее из мелкопоместных. Маленькие усадебцы с домиками и надворными строениями, крытыми соломой … Очень много было этих усадебец, и почти все одинаково маленькие, полуразвалившиеся, с заросшими садиками… Проезжая, мы видали некоторых из владельцев, расхаживающих у себя по двору в красных рубахах, совсем как кучера, или в широких грязных парусинных пальто, как старые повара, дворецкие отставные и прочие заштатные дворовые. Видали и их жен вдали, сидевших в усадьбе или на берегу, окруженных бедно и грязно одетыми детьми».
Владельцы средних имений являлись обладателями, как правило, незначительных по объему и непримечательных в архитектурном плане усадеб. Примером таких поместий является дом помещика Дане в Кирсановском уезде. Это двухэтажная кирпичное здание, расположенная на высоком берегу реки Вороны. Фасад дома не отштукатурен, не отличался пышностью и сложным декором отделки. В конце XIX века такие характеристики подходили к большинству строений небогатых владельцев Тамбовской губернии.
Крупные помещики могли позволить себе возведение по-настоящему аристократических дворцов. Архитектура таких комплексов была весьма разнообразной, в силу как обективных (экономического благосостояния помещика), так и субъективных, мало уловимых факторов. В первую очередь строительство дома выступало продуктом личного взгляда владельца, его желаний, стремлений, вкусов. Дополнительное разнообразие планировке поместий придавала специфика сельской усадьбы как субъекта семейного быта нескольких поколений помещиков. Нередки были случаи, когда старинные, усадебные дома, построенные еще в начале XIX века, уже в пореформенное время переделывались, реконструировались, дополнялись новыми элементами.
Во второй половине XIX века в отечественной архитектуре распространяется эклектика. В облике дворянских усадебных строений она проявляется в отходе от строгих канонов классической застройки, смешении стилей. Стал проявлять себя модерн, причем не в форме прямого копирования европейских аналогов, а с национальным колоритом («русский модерн»). Частично, данный стиль использовался для возведения экономических поселков при имениях с заводскими сооружениями и жилыми массивами для вольнонаемных работников (например, Новопокровское имение Орлова-Давыдова в Тамбовском уезде). Хозяйственные комплексы таких имений, являясь следствием рационального отношения владельца к своему хозяйству, вносили в пространство экономий новые стилистические черты. У богатых владельцев опытные архитекторы стремились увязать исполнение хозяйственных комплексов с архитектурой жилых домов, создавая единые архитектурно-стилевые решения.
|
---|
Фасад усадебного дома помещиков Языковых в селе Чубарово Елатомского уезда. Фото https://mr-rf.ru/articles/history/secrets-kind-of-language/ |
В 70-80-х годах XIX века несомненным успехом пользуется русский стиль, интересные образцы которого можно найти во многих имениях Тамбовской губернии. Таков, например, усадебный комплекс помещиков Языковых в с. Чубарово Елатомского уезда, где главный двухэтажный дом с флигелем и галереей был выполнен с ярко выраженным национальным декором. Стремление к утверждению основных канонов в этот период появляются благодаря безусловному обращению русского общества к народной культуре. Спор славянофилов и западников, а также развитие народнических идей акцентировали внимание российского общества на уникальных чертах русской народной культуры и искусства.
|
---|
Фасад усадебного дома Нарышкиных на Быковой Горе Шацкого уезда. Фото: https://arch-heritage.livejournal.com/1417893.html |
Готические строения были широко распространены в Тамбовской губернии. Готика объединяла принцип построения общих архитектурных масс, выдвинутых вперед, то отступающих вглубь, и обогащенных многочисленными башенками, фронтами, зубцами. Исследователи выделяют несколько принципов исполнения готического стиля. Постройки могли быть выполнены по образцам французских памятников эпохи Возрождения или шотландским стилем, различаемым от французского более хаотичным и несимметричным исполнением. Элементы готического направления в усадебном строительстве можно найти в усадьбе действительного тайного советника Э.Д. Нарышкина (Шацкий уезд). Огромный, двухэтажный главный дом полностью выстроен из дерева. Дом был снабжен башенкой, прикрепленной к левому крылу усадьбы, замысловатыми стрельчатыми окнами, крытой галереей, что ведёт от главного дома к кирпичной мастерской по шитью бисером, двухэтажным балконом-террасой.
Модерн стал терять свои позиции в начале ХХ века. В 1910 году в усадебном строительстве наблюдается возвращение к ретроспективизму. Отражая два разных художественных течения в архитектуре – неорусское и неоклассическое, ретроспективизм отражал желание архитекторов воскресить образы национального прошлого. Современники отрицательно оценивали иностранное засилье и провозглашали необходимость воссоздания национальных традиций и устоев.
Таким образом, архитектура помещичьего имения в пореформенное время претерпела существенные изменения. Тяжелый экономический кризис многих усадеб, перемены в хозяйственной роли помещиков потребовали рационализации внешнего облика поместий. В непосредственной близости от имений стали возникать производственные поселки со сложной фабричной и жилой инфраструктурой. Вместе с тем, часть владельцев в новых экономических условиях переходит к новым формам и стилям в строительстве усадебных комплексов.
Руслан ЖИТИН,
Людмила ПАТРИНА