Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Мы там были: Тарханы мимолетные Тамбовские художники показали результаты своего творческого пленэра в усадьбе Михаила Лермонтова.

Мы там были: Тарханы мимолетные

19 августа 2014, 12:44
Мы там были: Тарханы мимолетные
Фото: портал ВТамбове
Тамбовские художники показали результаты своего творческого пленэра в усадьбе Михаила Лермонтова.

Объединение художников «Новая Галерея» снова удивило тамбовский бомонд и всех, кто неравнодушен к изобразительному искусству. На этот раз собравшись под флагом «Новой Галереи» известные тамбовские мастера Александр Архипов, Михаил Афанасьев, Ирина Бирюкова, Софья Бирюкова, Николай Насонов, Екатерина Протасова, Борис Ткачев и их коллеги Евгений Камбалин из Воронежа и Петр Космаков из липецкой Лебедяни представили около восьмидесяти живописных и графических этюдов, написанных во время трехдневного пленэра в Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы».

И хотя Тарханы расположены в Пензенской губернии, но именно на Тамбовщину сейчас проходи Лермонтовский год — как-никак двести лет исполняется великому нашему поэту. Нашему, потому что хотя жил и писал Михаил Юрьевич в усадьбе своей бабушки, но сделал известным на всю Россию наш славный город, где его вдохновила Тамбовская казначейша, у которой был вполне реальный прототип. И как было объявлено на открытии выставки сотрудниками Тамбовской областной библиотеки, научно доказано, что Лермонтов посещал Тамбов по пути в Тарханы. А бабушкина усадьба стала для поэта местом творческого выплеска, несмотря на суровый нрав бабушки, которая так и норовила доставать внука воспитательные нравоучения, даже когда он уже был бравым офицером.

В чем же волшебство этих мест под Тарханами? Загоревшись узнать это воочию, наши художники в июне отправились в старинную дворянскую усадьбу первой половины девятнадцатого века, и у них тут же, что называется, разбежались глаза. Нет, поразила не сама усадьба, относительно скромная. Поразила природа, где просто нельзя не творить.

Как рассказывали художники, погода в июне там менялась чуть ли не каждые полчаса. Надо было только успевать ловить это эфемерное состояние воздуха, шелест мокрых листьев, блики солнца, пробивающиеся сквозь заросли старинного парка, и рябь на воде пруда от дыхания пробегающего ветра.

Некоторые «галерейщики», как например, Николай Насонов, не ленились подняться в пять утра, чтобы успеть запечатлеть мимолетное движение этой полудикой природа, где, кажется, ничего не изменилось за почти два века. А потом, вернувшись мокрым до нитки от неожиданного ливня, показывать всем свой этюдник с этим мгновением: «Поймал!».

Жаль, что импрессионизм в духе Клода Моне, остался во Франции серебряного века, но графика и живопись тамбовских «галерейщиков» смогла передать не только нюансы настроения этих волшебных мест, но ту самую атмосферу, которую, возможно, ощущал великий поэт. Хотя большинство его стихов и прозы совсем не об этих местах.

Но оттуда, где среди гор оборвалась жизнь Михаила Лермонтова, студенты Ставропольского краевого училища дизайна подготовили и прислали в Тамбов на нашу выставку свои графические работы с видами лермонтовских мест Пятигорска. Причем руководителем «студенческой части» пленэра на Северном Кавказе выступил сам народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Валерий Арзуманов, живущий в Пятигорске.

Ну а зрители снова и снова всматривались в эти картины, и что-то заставляло многих просто подолгу стоять рядом с полотнами, уйдя в свои мысли. И очень захотелось самому поехать в Тарханы, где прячется в заросших аллеях старого парка вечное вдохновение...

Виталий ПОЛОЗОВ