Пожалуй, о той войне, которая уже так далеко от нас, сложно сказать что-то по-настоящему новое. Есть множество фильмов: и художественных, и документальных. Есть впечатляющие военные реконструкции, где почти каждая деталь близка к настоящей, а взрывы оглушают так же как и семьдесят лет назад. Монументальное искусство увековечило образы войны в тысячах памятников по всей стране. Конечно, есть множество спектаклей. Зачем же эти поиски новых форм? Ответ прост: чтобы не забывались войны прошлого и чтобы не случались войны в настоящем. Так уж устроено человеческое сознание, что довольно быстро свыкается с ужасом и страхом и абстрагируется от него. Как-будто бы всего этого и не было, а миллионы погибших — лишь статисты в фильмах.
Если смотреть с этой позиции, то спектакль «Мгновения, мгновения...», премьера которого состоялась 27 февраля, выделяется среди прочих спектаклей о тех грозных сороковых. В нем почти нет слов. Зачем они? Имеющий сердце — почувствует. Все образы, которые мы видим на сцене нам хорошо знакомы: мать в платке с ребенком на руках, молодая пара, шумный праздник. Вой сирены и привычное мироустройство раскалывается на миллион кусочков.
В спектакле крайне мало декораций. Одноцветный фон, однотонные серые столы, которые становятся то кромкой окопа, то эшафотом и довольно понятная цветовая символика света. Сцены войны сменяют одна другую. Все они — выкристализованная часть реальности. Ты видишь это, понимаешь о чем это и хоть даже и видел такое уже немало раз, сердце все равно замирает.
Спектакль «Мгновения, мгновения...» носит приставку «пластический». Все действо выражается танцем, движением, синхронностью актеров и геометрией их построения на сцене. Идея упорядоченности, ритмичности отлично рифмуется со строгостью военного времени. Постановка лишена сюжета, но движение действия подчиняется неизменным историческим фактам. Мы знаем, что все закончится победой. Это знают и по другую сторону сцены. Женщины и девушки ждут своих мужчин и, несмотря на утраты, остаются сильными. Мужчины, даже на грани отчаянья, остаются мужчинами и не забывают о том, что такое героизм.
Визуально спектакль делится на две части: напряженный и динамичный военный период и, хоть и светлый, но все же трагичный послевоенный период. Последние минуты постановки — минуты ожидания. Весь зал замер в ожидании: вернется или не вернется, чтобы закономерно взорваться аплодисментами для актеров и балетмейстера-постановщика Натальи Беляевой.