Жилищно-коммунальное хозяйство, железнодорожные билеты, семейная ипотека и новые правила для самозанятых — рассматриваем ключевые финансовые изменения месяца без излишней паники.
Октябрьские изменения
В октябре граждан России ожидает несколько нововведений в области личных финансов. Некоторые из них направлены на уменьшение объема средств в кошельках. Поговорим о главных новшествах.
Рост тарифов ЖКХ
С 1 октября в России стартует второй этап индексации тарифов на коммунальные услуги.
-
Первый раз цены выросли на 1,7% с 1 января — из-за увеличения ставки НДС с 20 до 22%.
-
Октябрьская индексация будет значительно больше — в среднем от 8 до 22 процентов в зависимости от региона.
Увеличение цен на проезд
С 1 октября стоимость проезда в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования вырастет на 9,2%. На такую же величину поднимутся тарифы на перевозку багажа.
-
Цены в купе и СВ по-прежнему не регулируются — их устанавливают сами перевозчики.
-
Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки увеличатся на 8,5%.
Новый способ пополнения наличными
С 1 октября банки смогут технически запускать пополнение счетов клиентов через банкоматы других кредитных организаций с использованием Системы быстрых платежей (СБП).
Однако есть некоторые нюансы:
-
за зачисление средств на счет чужого банка могут взиматься комиссии;
-
лимиты Центрального банка России при зачислении через СБП в чужих банкоматах составляют до 25 тыс. рублей за операцию, до 50 тыс. в сутки и не более 200 тыс. в месяц;
-
внедрение данного сервиса остается на усмотрение самих банков-посредников.
Изменения в семейной ипотеке
С 1 октября семейная ипотека будет действовать по новым условиям. Ставка и максимальная сумма кредита теперь зависят от количества детей и региона проживания: чем больше детей, тем ниже ставка и выше сумма.
Обязательное требование для всех — хотя бы один ребенок должен быть младше 7 лет на момент подписания договора.
Для всей страны, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей (для которых существуют свои параметры), действуют следующие условия:
-
1 ребенок — до 6 млн рублей по ставке 10% годовых;
-
2 ребенка — до 8 млн рублей, ставка 8%;
-
3 ребенка — до 10 млн рублей, ставка 6%;
-
4 ребенка — до 10 млн рублей, ставка 4%;
-
5 детей и более — до 10 млн рублей, ставка 2%.
Семейную ипотеку можно оформить на квартиру или дом на первичном рынке, а также на строительство дома. Приобрести вторичное жилье разрешается:
-
семьям с детьми-инвалидами в регионах, где нет строящихся многоквартирных домов;
-
в городах, где МКД не строятся или их не более двух, — только для семей с детьми до 6 лет включительно.
Для строительства частного дома, его завершения или покупки земли с последующим возведением жилья ставка остается на уровне 6%. Она не зависит от количества детей и региона. Также 6% будет действовать, если заемщики соответствуют условиям программы по числу детей и самостоятельно оплачивают 50% или более стоимости объекта.
Новые условия действуют для договоров, заключенных с 1 октября 2026 года, сообщает Минфин.
Новые лимиты для самозанятых
С 1 октября вступает в силу постановление правительства России № 760 от 19 июня 2026 года. Оно ограничивает возможности плательщиков налога на профессиональный доход в области удаленной работы через электронные площадки.
Что меняется:
-
если самозанятый удаленно взаимодействует с заказчиком не менее 60 часов в месяц на протяжении шести месяцев подряд, это будет считаться систематической занятостью;
-
платформа, через которую происходит взаимодействие, обязана приостановить выдачу и прием заказов именно в этой паре «заказчик — исполнитель».
Таким образом, власти стремятся прекратить практику, когда компания нанимает людей через платформы в качестве самозанятых, хотя на самом деле они работают как штатные сотрудники. Например, магазин может набирать курьеров, сборщиков, грузчиков через посреднические платформы и оформлять их как самозанятых. Вместо 13% НДФЛ и около 30% страховых взносов платится лишь 6% налога на профессиональный доход, который удерживается из дохода исполнителя.
Однако есть исключения:
-
самозанятый сохраняет право получать заказы от других заказчиков через ту же платформу;
-
нововведение не касается прямых договоров без участия платформы и заказов, не требующих почасового учета;
-
если хотя бы в одном месяце исполнитель отработает менее 60 часов, отсчет шестимесячного периода обнулится.
Штрафы для самозанятых за превышение лимита пока не предусмотрены. Однако если налоговые органы установят, что отношения с самозанятым имеют признаки трудовых, заказчик может быть оштрафован и ему могут доначислить НДФЛ, страховые взносы и пени, сообщает КаспийИнфо.
Источник
