В конце 2014 года принят новый пакет поправок в закон (от 05.04.2013 №44-ФЗ) о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В числе важных изменений следующие:
- с 31.03.2015 предусмотрено формирование закрытого реестра банковских гарантий. В такой реестр будут включаться банковские гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения заявок и контрактов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну;
- изменены требования к составу заявок на участие в конкурсе и аукционе в случае поставки товара. Так, в отношении товара предоставляется информация о наименовании страны происхождения, а требование об указание производителя исключено;
- ст. 66 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 6.1, которая предусматривает обязанность комиссии отклонить заявку участника на любом этапе процедуры закупки в случае предоставления недостоверной информации по обеим частям заявки;
- состав заявки на участие в запросе котировок расширен документами, подтверждающими соответствие товаров, работ, услуг требованиям ст. 14 Закона № 44-ФЗ (применение национального режима при осуществлении закупок);
- в п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ дополнительно включены коммунальные услуги, услуги по охране и вывозу твердых бытовых отходов в отношении помещений, переданных заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление. Такой контракт может заключаться в любой форме и не требует включения сведений о нем в реестр контрактов;
- и ряд других поправок.
Как пояснил и.о. председателя комитета государственного заказа Тамбовской области Артем Свешников, в конце января Правительство РФ утвердило план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р). Реализация заложенных в План мероприятий в части госзакупок, а также принятые в конце года изменения, подразумевает принятие большого количества подзаконных нормативных правовых актов и поправок в действующее законодательство.
Принят ряд Постановлений Правительства РФ направленных на «поддержку стабильности функционирования системы государственных закупок» при помощи «обеспечения в 2015 году исполнения контрактов, снижения финансовой нагрузки на участников закупок, а также снижения нагрузки на банковскую систему посредством:
- установления случаев и порядка предоставления государственными заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней);
- установления порядка изменения срока исполнения государственного контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, работ, услуг, предусмотренных государственными контрактами, срок исполнения которых истекает в 2015 году;
- определения порядка и условий реструктуризации задолженности коммерческих банков, возникшей в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов;
- определения дополнительных случаев, при которых государственный заказчик вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения государственного контракта».
Одно из главных направлений плана – поддержка небольших предприятий, для этого тоже предусмотрели ряд стабилизационных мер. Так, расширение круга хозяйствующих субъектов, относимых к категории малого и среднего предпринимательства позволит не только сохранить быстрорастущим предприятиям возможность участвовать в государственных и муниципальных программах поддержки, но и остаться в числе участников государственных закупок на привилегированных условиях В настоящее время разработан проект постановления Правительства во исполнение этого пункта. Он предусматривает увеличение в два раза предельных значений выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства. В частности, для микропредприятий – с 60 миллионов до 120 миллионов рублей; для малых предприятий – с 400миллионов до 800 миллионов рублей; для средних предприятий – с 1 миллиардов до 2 миллиардов рублей.
Также Правительством РФ приняты:
- постановление от 05.03.2015 №196, и теперь новая норма Закона может быть реализована и заказчики смогут предоставлять поставщикам отсрочку уплаты неустойки или списывать ее сумму;
- постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 199, предоставляющее право высшим органам исполнительной власти субъекта и местным администрациям, на своем уровне принять нормативный правовой акт и установить свои предельные значения размера аванса и размера оплаты каждой поставки (этапа исполнения контракта) или сохранить установленные в постановлении, но для соответствующего уровня власти такой документ должен быть принят;
- постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 198, в котором в качестве одной из антикризисных мер устанавливаются дополнительные случаи, когда по соглашению сторон могут изменяться сроки исполнения контракта, цена и количество товаров, работ, услуг по контрактам, срок исполнения которых завершается в 2015 году, и порядок внесения таких изменений в контракты.
В недавнем заявлении на заседании Госсовета президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что нынешняя экономическая ситуация требует от властей РФ дополнительных энергичных усилий по развитию малого и среднего бизнеса, риски и преграды перевешивают стимулы к развитию малого бизнеса.
Таким образом, вектор направления работы задан. Вышеописанные изменения – только часть важной информации, затронутой реформой госзаказа. Подробно ознакомиться со всеми аспектами данной темы, а также получить консультацию эксперта у тамбовчан появиться возможность 29 апреля в ходе однодневного информационного семинара, организованного региональным партнером разработчика системы ГАРАНТ – компанией «Плюс Гарантия» (регистрация на семинар по тел: 633-000, 8-910-850-48-42). Для тамбовской аудитории выступит Татьяна Трефилова - проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ «Института развития дополнительного профессионального образования», профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, член-корреспондент РАЕН. С учетом всех изменений законодательства и довольно богатой судебной практики в рамках темы, программа выступления лектора весьма насыщена тезисами для обсуждения. Традиционно, эксперт ответит на индивидуальные вопросы участников семинара.