Ключевые темы заседания Правления ПФР – подведение итогов работы ПФР в 2014 году и I квартале 2015 года, а также вопросы реализации приоритетных задач, стоящих перед Фондом в 2015 году, в том числе в связи с исполнением федеральных законов «О страховой пенсии» и «О накопительной пенсии». С основным докладом выступил Председатель Правления ПФР Антон Дроздов.
Как было отмечено в ходе Правления, назначение и выплата пенсий, а также социальных выплат по линии ПФР в 2014 году проходит по всей территории Российской Федерации своевременно и без сбоев.
Общая численность пенсионеров в России по итогам 2014 года составила 41,3 млн. человек. В 2014 году расходы ПФР на пенсионное обеспечение составили 5,4 трлн. рублей.
Трудовые пенсии были с 1 февраля 2014 года проиндексированы на 6,5% и с 1 апреля 2014 года – на 1,7%. По итогам этих двух индексаций трудовые пенсии в целом выросли на 8,3%, то есть выше инфляции. Размеры трудовой пенсии работающих пенсионеров были дополнительно увеличены с 1 августа.
С 1 апреля 2014 года на 17,1% – что более чем вдвое превышает уровень инфляции в 2013 году – были проиндексированы социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. С 1 апреля 2014 года на 5% были повышены размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан.
С 1 февраля 2015 года страховые (бывшие трудовые) пенсии более 39 млн. российских пенсионеров были проиндексированы на 11,4 процента исходя из роста потребительских цен за 2014 год. C 1 апреля 2015 года социальные пенсии российских пенсионеров выросли на 10,3 процента, ЕДВ – на 5,5%.
На сегодняшний день средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты составляет 12,9 тыс. рублей, социальной пенсии – 8,3 тыс. рублей. Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составляют 29 371 рубль и 31 488 рублей соответственно.
При этом как и прежде минимальный уровень материального обеспечения неработающих пенсионеров с учетом установления социальной доплаты к пенсии обеспечивается на уровне прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.
С момента вступления в действие «выплатного» закона (1 июля 2012 года) за выплатой из средств пенсионных накоплений обратились более 5 млн. пенсионеров. По итогам 2014 года почти 4 млн. 680 тыс. из них уже установлена выплата из средств пенсионных накоплений.
Более 97,07% обратившихся в ПФР (4,5 млн. пенсионеров) – граждане, по обращениям которых приняты решения о выплате пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты (из-за невысокого размера средств пенсионных накоплений на их «пенсионных» счетах). Средний размер установленной единовременной выплаты составляет 9,4 тыс. рублей, срочной выплаты – 831 рубль, накопительной части – 692 рубля.
В 2014 году размер материнского капитала составляет 429,4 тыс. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2007 году (250 000 рублей). В 2015 году его размер составляет уже 453,03 тыс. рублей.
С 2007 года, когда началась реализация соответствующего федерального закона, государственный сертификат на материнский капитал получили более 5,8 млн. российских семей. В т. ч. в течение 2014 года территориальные органы ПФР выдали 823 тыс. сертификатов на материнский капитал, в 2015 году – 197 тыс. сертификатов.
Наиболее востребованным направлением расходования средств материнского капитала по-прежнему остается улучшение жилищных условий: на эти цели средства направили более 3 млн. российских семей.
Кроме улучшения жилищных условий, средства материнского капитала можно направить на оплату образования или содержания любого из детей в образовательном учреждении и на увеличение будущей пенсии владелицы сертификата. Так, ПФР принял уже 195 тыс. заявок на обучение детей на сумму 9,6 млрд. рублей и почти 2,7 тыс. заявок на перевод средств на накопительную часть будущей пенсии мамы на 534 млн. рублей.
На сегодняшний день более 49,76% семей использовали средства материнского капитала полностью.
Как было отмечено на Правлении, ПФР принимает активное участие в разработке мер по противодействию неправомерному использованию средств материнского капитала. В частности, теперь средства материнского капитала не могут быть направлены на погашение основного долга и уплату процентов по займу на приобретение или строительство жилого помещения, если договор займа был заключен с микрофинансовой организацией. Изменения в законодательстве также устанавливают дополнительные требования к кредитным потребительским кооперативам. Отныне средства материнского капитала в счет уплаты вступительного или паевого взноса можно направлять, если кооператив осуществляет свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации.
Пенсионный фонд как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) в 2014 году обеспечивает сбор страховых взносов.
Так, поступление средств на ОПС за 2014 год составило 3,69 трлн. рублей, на ОМС – 740 млрд. рублей. Рост фактически собранных средств на ОМС по сравнению с аналогичным периодом 2013 года составил 7,7%.
Поступление средств на ОПС в I квартале 2015 года составило 840 млрд. рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 6%. На ОМС в I квартале 2015 года поступило 180 млрд. рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 8,8%.
Повышению эффективности сбора страховых взносов способствует деятельность ПФР по улучшению взаимодействия со страхователями, снижению административных барьеров для них и созданию более комфортных условий обслуживания.
Одним из заметных шагов в этом направлении стало введение с 2014 года новой единой формы отчетности, которая позволила страхователям сдавать в Пенсионный фонд России сведения о суммах страховых взносов и застрахованных лицах, за которых они уплачены, не по отдельности, как это было раньше, а единым документом. Сегодня уже более 90% страхователей представляют отчетность в ПФР в электронном виде по защищенным каналам связи.
В 2014 году в работу был запущен электронный сервис ПФР «Кабинет плательщика». Сервис предназначен для всех категорий плательщиков страховых взносов. За время работы «Кабинета плательщика» к нему подключились свыше 4 млн. страхователей, которые совершили более 15 млн. операций.
2014 год стал последним, когда можно было вступить в Программу государственного софинансирования пенсии. На 31 декабря 2014 года было зафиксировано 15 млн. 934 тыс. россиян, которые подали заявление на участие в Программе.
В 2014 году участники Программы перечислили на свои будущие пенсии 9,6 млрд. рублей. При этом увеличился размер среднего взноса по Программе, который составил 8 498 рублей по сравнению с 6 963 рублями в 2013 году. Кроме того, рекордно увеличилась финансовая поддержка участников Программы со стороны их работодателей. По сравнению с 2013 годом рост этого показателя составил 71%, а общая сумма перечисленных работодателями средств по Программе в 2014 году составила 200,6 млн. рублей. Во II квартале 2014 года государство прософинансировало взносы участников за 2013 год в размере 12 млрд. 422 млн. рублей. Взносы, поступившие в течение 2014 года, будут софинансированы государством во II-м квартале 2015 года на сумму порядка 9,43 млрд. рублей.
В 2014 году 78 субъектов РФ получили субсидии ПФР на общую сумму 1,054,6 млрд. рублей. На укрепление материально-технической базы социальных учреждений традиционно направляется основная часть средств Пенсионного фонда России. В 2014 году размер субсидий по этому направлению вырос на 25,3%, или на 193 млн. рублей, и составил 954,7 млн. рублей.
Большая часть этих средств (472,5 млн. рублей) израсходована на ремонтные работы в 241 учреждении социального обслуживания населения: ремонт фасадов и крыш зданий, жилых корпусов, инженерных сетей, обустройство входов в здания пандусами для инвалидов, усиление пожарной безопасности. Строительство или реконструкция осуществлялись в 10 учреждениях социального обслуживания.
Благодаря проведенным мероприятиям улучшены условия проживания и обслуживания более 41 тыс. пожилых граждан и инвалидов. Вместимость учреждений увеличилась более чем на тысячу мест. Кроме того, для 119 учреждений приобретено технологическое оборудование и предметы длительного пользования. Для оснащения мобильных бригад 138 социальных учреждений приобретено 137 автомобилей.
Адресную социальную помощь в размере 99,9 млн. рублей получили 14,2 тыс. неработающих пенсионеров.
Материал подготовлен Группой по взаимодействию со СМИ ОПФР по Тамбовской области совместно с региональным партнером разработчика ИПО ГАРАНТ - компанией «
У нас была попытка сделать прогрессивную шкалу налогов и она благополучно провалилась. Богатые люди просто в тень увели свои доходы. После этого и решили, что 13% будут платить все. От уборщицы до олигарха. Государство не в силах контролировать свою финансовую элиту, в чём и признаётся.
Прогрессивная шкала возможна будет только тогда, когда перед законом будут все равны и если налоговая спросит у депутата, на какие шиши он построил трёхэтажный особняк, а он не сможет объяснить, то возбудит уголовное дело и распотрошит его как цыплёнка. Но жулики никогда так сделать не смогут, иначе им придётся перестать воровать.