В связи с этим многим собственникам этого вида бизнеса в последнее время пришлось существенно экономить, привлекать дополнительные средства для поддержания своей деятельности.
Остановимся на некоторых практических советах, которые помогут удержаться на плаву во время экономического спада.
1. Проведите работу с персоналом
Работники Вашей компании должны понимать, что во время экономического кризиса сложно рассчитывать на существенное повышение зарплаты или на большие премии. Настройте своих сотрудников на плодотворную работу ради развития и процветания компании в этот сложный период. Найдите энтузиастов в собственном офисе.
Если специфика работы позволяет – попробуйте найти добровольцев для своей работы (людей, которые могут быть заинтересованы в получении первичного опыта или в характеристике для дальнейшей работы в другой компании, постарайтесь максимально вовлечь в работу студентов-практикантов и т.п.).
2. Поддерживайте дружескую атмосферу в коллективе
Настроение у всех работников компании должно быть оптимистичным. Поддерживайте сотрудников в их начинаниях, хвалите за проделанную работу, поощряйте грамотами, устраивайте совместный отдых.
Сотрудники должны чувствовать себя единым коллективом, в котором каждый его член является ячейкой одной компании.
Постараетесь стать примером оптимизма и дружелюбия для своих сотрудников.
3. Займитесь поиском новых бизнес-идей
Следует подстраиваться под меняющиеся условия. Проведите с персоналом совещания по определению основных направлений будущей деятельности. Подумайте о новых продуктах либо услугах, которые будут востребованы. Оцените предыдущие успехи своей деятельности. Постарайтесь отсечь невыгодные и многозатратные проекты. Вам необходимо сделать все, чтобы сохранить конкурентоспособный бизнес.
Предложите ведущим сотрудникам подумать над бизнес-идеями, максимально вовлеките их в процесс анализа и бизнес-стратегий.
Проведите опросы среди Ваших клиентов и партнеров. Это, например, может быть опрос с целью выявления предпочтений контрагентов или определения позитивных и негативных моментов в ваших взаимоотношениях. Такие опросы помогут в совершенствовании Вашей работы, в определении потребностей клиентов и партнеров, построении новых бизнес-идей.
4. Наладьте работу с клиентами и партнерами
Теперь необходимо бороться за каждый контракт, за каждый договор. Вы должны сделать все, чтобы у Вас было больше постоянных клиентов. Сократите сроки изготовления продукта либо услуги, удивите скидками за оптовую продажу товара и т.д. Чаще напоминайте о своем существовании клиентам и партнерам. Заведите дружеские отношения с руководителями постоянных клиентских фирм. Подумайте над новой системой лояльности клиентам.
Ваших сотрудников необходимо настроить на дружелюбное, клиент ориентированное поведение. При этом важно понимать, что клиент-ориентированный сервис - это целая система, охватывающая все уровни компании от руководства до технического персонала.
Лояльный клиент с большей вероятностью останется верен Вашей компании, даже при вынужденном повышении цен с Вашей стороны.
5. Проверьте существующие контракты
Выявите болевые точки и слабые места договоров, которыми может воспользоваться контрагент. В кризис становится особенно заметно: если существует юридическая возможность не исполнить свои обязательства, не воспользуется ей только самый добропорядочный партнер или клиент. Но таких немного, поэтому судебные споры в период экономического спада, как правило, растут. Чтобы не подвергать себя судебным тяжбам, лучше заранее проверить свои контракты и исправить их.
6. Избавьтесь от невыгодных кредитов
Под такими кредитами понимаются те кредиты, которые выданы Вам на крупную сумму, не возможную для выплаты единовременно, а также те, в обеспечение которых выданы залоги, например, производственное имущество. Помните, что просрочка по займу может спровоцировать истребование всего займа, а это - прямой путь к банкротству. Поэтому планируйте их выплату без срывов.
Мы остановились лишь на самых основных практических рекомендациях. Но если Вы будете соблюдать хотя бы их, у Вас появятся большие шансы сохранить свой бизнес с полным штатом сотрудников и выйти из сложной экономической ситуации без потерь для бизнеса.
Материал подготовлен региональным партнером разработчика ИПО ГАРАНТ - компанией «Плюс Гарантия» по данным специалистов АНО юридический центр «Гарант».
Уважаемая интернет-аудитория, если у Вас появились дополнительные вопросы в рамках материала, просим оставлять их в комментариях. По итогам Ваших обращений будут готовиться развернутые ответы со стороны компетентных органов власти. Если же вопрос требует индивидуального консультирования юриста, он будет направлен квалифицированным специалистам АНО юридического центра «Гарант». Ознакомиться с условиями, графиком и форматами оказания бесплатных услуг можно