В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) соблюдение врачебной тайны является одним из основных принципов охраны здоровья.
Понятие врачебной тайны, приведенное в ст. 13 Закона, указывает на то, что это сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.
Также в соответствии с ч. 5 ст. 59 Закона при оформлении листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны указывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина). По письменному заявлению гражданина в листок нетрудоспособности могут вноситься сведения о диагнозе заболевания.
Статья 13 Закона запрещает разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в т.ч. после смерти человека, за исключением ряда случаев:
Одними из оснований предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя являются запросы органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам обработки персональных данных» внесены изменения в полномочия органов прокуратуры на получение информации о состоянии здоровья граждан.
Ранее действовавшие полномочия не предусматривали возможность получения сведений о состоянии здоровья граждан, составляющих врачебную тайну и являющихся персональными данными, при осуществлении прокурорами полномочий по надзору за исполнением законов.
Вместе с тем, при осуществлении надзора за исполнением законов, в том числе при проведении проверок прокуроры вправе иметь доступ к документам и материалам государственных органов, органов местного самоуправления, органов контроля, коммерческих и некоммерческих организаций, требовать от руководителей и иных должностных лиц названных органов и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, справок.
Внесение изменений позволило устранить имеющуюся коллизию между нормами законодательства об охране здоровья граждан и о персональных данных и нормами закона о прокуратуре Российской Федерации.
Кроме того, о значимости института охраны врачебной тайны также свидетельствует то, что действующим законодательством предусмотрена ответственность за нарушение порядка ее предоставления.
Так, действия лиц, допустивших разглашение сведений, относящихся к врачебной тайне, могут образовывать состав административного правонарушения в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ (разглашение информации с ограниченным доступом) или состав преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни).
Материал подготовлен Прокуратурой Тамбовской области совместно с региональным партнером разработчика ИПО ГАРАНТ - компанией «Плюс Гарантия».
Уважаемая интернет-аудитория, если у Вас появились дополнительные вопросы в рамках материала, просим оставлять их в комментариях. По итогам Ваших обращений будут готовиться развернутые ответы со стороны компетентных органов власти. Если же вопрос требует индивидуального консультирования юриста, он будет направлен квалифицированным специалистам АНО юридического центра «Гарант». Ознакомиться с условиями, графиком и форматами оказания бесплатных услуг можно