Среди нововведений можно выделить усиление ответственности водителей за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения. Так, если ранее за данное правонарушение была предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ, то теперь такие действия являются преступлением и влекут уголовную ответственность по ст. 264.1 УК РФ, максимальная санкция которой предусматривает лишение свободы до двух лет. Уголовная ответственность наступит и для водителя, который отказался пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, если на тот момент еще не истек срок лишения водительского удостоверения за аналогичный проступок (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ). Следует отметить, что одновременно вводя в действие ст. 264.1 УК РФ и отменяя ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ, законодатель не предусмотрел переходного периода. В результате судебные органы будут вынуждены переквалифицировать все находящиеся к этому моменту в производстве дела об административных правонарушениях, возбужденные по ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ, на первую часть этой же статьи, которая предусматривает существенно менее строгое наказание.
Еще одна важная новелла связана с изменением порядка оформления дорожно-транспортных происшествий. Если в результате ДТП вред причинен только имуществу, то сотрудники ГИБДД теперь не обязаны выезжать на место происшествия. Если водители расходятся в оценке обстоятельств случившегося, они обязаны позвонить в Госавтоинспекцию и в случае получения соответствующих указаний оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции. При отсутствии разногласий по поводу обстоятельств ДТП водители могут воспользоваться одним из трех вариантов действий: оформить евпротокол (при наличии условий для этого), оформить документы о ДТП на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции либо (если не пострадало имущество третьих лиц) вообще не оформлять документы Если же в результате аварии пострадали люди, участники ДТП обязаны дождаться инспектора на месте происшествия. Кроме того, в соответствии с поправками, при отсутствии пострадавших в аварии водители обязаны освободить проезжую часть, если создается препятствие движению (ранее такая обязанность существовала, только если движение было невозможно). За неисполнение данного требования водитель может быть оштрафован на 1 тыс. руб. по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ.
Другое важное событие – появление у водителей возможности оформить полис ОСАГО в электронной форме. Для этого потребуется лишь заполнить заявление на сайте страховщика, подписав его простой (для граждан) или усиленной квалифицированной (для юридических лиц) электронной подписью. Все необходимые сведения о водителе страховщики получат путем обмена информацией с соответствующими организациями. В качестве простой электронной подписи физические лица могут использовать страховой номер своего индивидуального лицевого счета. Готовый полис ОСАГО после оплаты страховой премии будет направлен страхователю в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика. Однако следует отметить, что оформление полисов в электронной форме является лишь правом, а не обязанностью страховщиков. Российский Союз Автостраховщиков отмечает, что по состоянию на 30 июня 2015 года заявки на получение бланков полисов ОСАГО в электронном виде подали 22 страховые компании.
Материал подготовлен региональным партнером разработчика ИПО ГАРАНТ - компанией «Плюс Гарантия» с использованием источника информации - портала ГАРАНТ.РУ.
Уважаемая интернет-аудитория, если у Вас появились дополнительные вопросы в рамках материала, просим оставлять их в комментариях. По итогам Ваших обращений будут готовиться развернутые ответы со стороны компетентных органов власти. Если же вопрос требует индивидуального консультирования юриста, он будет направлен квалифицированным специалистам АНО юридического центра «Гарант». Ознакомиться с условиями, графиком и форматами оказания бесплатных услуг можно