Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies. Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс). Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
Согласен
vtambove.ru
Пенсионный ликбез: все, что нужно знать о страховой и накопительной пенсиях С 2015 года вместо привычной трудовой пенсии в России появились два самостоятельных вида – страховая и накопительная пенсия, порядок установления которых регулируются отдельными Федеральными законами.

Пенсионный ликбез: все, что нужно знать о страховой и накопительной пенсиях

16 июля 2015, 10:46
Пенсионный ликбез: все, что нужно знать о страховой и накопительной пенсиях
Фото: vse-temu.org
С 2015 года вместо привычной трудовой пенсии в России появились два самостоятельных вида – страховая и накопительная пенсия, порядок установления которых регулируются отдельными Федеральными законами.

Страховая пенсия

Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии распространяется на все виды страховых пенсий – по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Основания (условия) для назначения страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца не меняются - для назначения этих видов страховой пенсии достаточно иметь трудовой страховой стаж хотя бы 1 день.

Что касается досрочных («льготных») пенсий, то все их виды сохранены и в новом пенсионном законодательстве, вступившем в силу с 1 января 2015 года, в полном объеме. У работника, имеющего необходимый стаж на вредном или опасном производстве, право на страховую пенсию возникает до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Для приобретения права на страховую пенсию по старости необходимо одновременное соблюдение трех условий:

  • достижение пенсионного возраста: общеустановленного – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
  • наличие страхового стажа продолжительностью не менее 15 лет. При этом в целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии будущих пенсионеров предусматривается поэтапное по 1 году в год повышение этой величины с 6 лет в 2015 году до 15 лет в 2024 году.
  • Третье условие приобретения права на страховую пенсию – это необходимость сформировать пенсионные права в объёме 30 пенсионных коэффициентов. Причем, эта величина также будет поэтапно повышена с 6,6 в 2015 году до 30 к 2025 году.

Те граждане, у которых требования к минимальному количеству пенсионных коэффициентов и продолжительности страхового стажа к моменту наступления пенсионного возраста не будут соблюдены, будут иметь право обратиться в ПФР за социальной пенсией, но в возрасте 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины), в то время как право на страховую пенсию возникает в 55 и 60 лет соответственно.

Изменены не только условия определения права на пенсию, но и порядок ее расчета.

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.

Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженное на 10.

Максимальный годовой коэффициент начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС, и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений.

Таким образом, в новой пенсионной системе в целом работает принцип адекватности пенсионных прав заработной плате (объему уплаченных страховых взносов), которая является ключевым параметром в новой пенсионной формуле. Однозначно, что при расчете пенсии учитывается только официальная заработная плата, с которой работодатель производил уплату взносов за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования.

Причем в сумму пенсионных коэффициентов учитываются и те, которые начислены за отдельные социально значимые периоды.

ПРИМЕР: период ухода за детьми до достижения 1,5 лет (в общем объеме до 6 лет), ухода за ребенком-инвалидом, лицом, достигшим 80 лет, период военной службы по призыву. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты. Так, за период срочной воинской службы начисляются 1,8 пенсионных коэффициента.

Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:

  • 1,8 пенсионного коэффициента за год ухода – за первого ребенка,
  • 3,6 пенсионного коэффициента за год ухода – за второго ребенка,
  • 5,4 пенсионного коэффициента за год ухода – за третьего и четвертого детей.

При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды. Сам же расчет страховой пенсии проводится путем умножения суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов на стоимость пенсионного коэффициента, утвержденного законом.

По новой пенсионной формуле на размер пенсии в первую очередь влияет:

  • размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;
  • длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;
  • возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией на соответствующие премиальные коэффициенты, но не более 10 лет.

ПРИМЕР: если гражданин обратится за назначением страховой пенсии через три года после достижения общеустановленного пенсионного возраста, то страховая пенсия будет увеличена на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 10 лет, то страховая часть будет увеличена в 2,32.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата (аналог фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости). С 1 февраля 2015 года её размер составляет 4383 руб. 59 коп. К фиксированной выплате устанавливаются повышения в зависимости от вида получаемой пенсии: в связи с достижением возраста 80 лет, наличием нетрудоспособных иждивенцев, признанием инвалидом 1 группы, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

!!!А с 1 января 2016 вводится новое повышение - для лиц, проработавших не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и не работающих, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и по инвалидности повышается на 25 процентов на весь период их проживания в сельской местности (на текущий момент прибавка к пенсии – 1096 руб.).

Страховая пенсия, предусмотренная новым пенсионным законодательством, в полном объеме формируется по новым правилам у тех граждан, которые начнут работать в 2015 году.
А пенсии нынешних пенсионеров, назначенные по состоянию на 31.12.2014 года, уже пересчитаны с учетом новой пенсионной формулы.При этом участия самого гражданина не требуется, так как сведения о пенсионных правах каждого гражданина имеются в распоряжении органов Пенсионного фонда РФ. Обращаться в органы Пенсионного фонда РФ нужно только при наличии каких-либо дополнительных документов, не учтенных при установлении пенсии.
Для того чтобы пенсионные права будущих пенсионеров не обесценивались, государство ежегодно увеличивает стоимость пенсионного коэффициента на уровень не ниже инфляции в предыдущем году. Таким образом, происходит и увеличение уже назначенных страховых пенсий – ежегодная индексация.

Накопительная пенсия

Есть определенные различия в правилах формирования накопительной и страховой пенсии.

Накопительная пенсия – это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов ваших работодателей и дохода от их инвестирования. По законодательству 6% страховых взносов от фонда оплаты труда каждого гражданина 1967 года рождения и моложе формировали накопительную часть пенсии.

У граждан старше 1967 года рождения средства пенсионных накоплений не формируются, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую пенсию.

Накопительная пенсия формируется из страховых взносов работодателей, добровольных взносов гражданина, государственного софинансирования и дохода от инвестирования. Результатом инвестирования могут быть и убытки. Накопительная пенсия не индексируется государством.

В течение 2015 года у граждан 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели перечисляют взносы в систему обязательного пенсионного страхования, сохраняется право принять решение: продолжить формировать накопительную пенсию или все взносы направить на страховую пенсию.

Решение гражданина – формировать или не формировать накопительную пенсию – должно быть взвешенным. До конца года, у граждан есть время разобраться, на самом деле ли им нужно формировать накопительную пенсию в системе обязательного пенсионного страхования или стоит сосредоточиться на страховой пенсии, а пенсионные накопления делать в рамках добровольных программ, которые существуют у негосударственных пенсионных фондов.

Независимо от того, продолжит ли гражданин формирование накопительной пенсии или увеличит за счет нее страховую пенсию, сформированные до 2014 года пенсионные накопления сохраняются в полном объеме, и продолжают инвестироваться на финансовом рынке. Пенсионные накопления изъятию не подлежат.

Все уже сформированные пенсионные накопления будут выплачиваться в полном объеме с учетом дохода от их инвестирования, когда у гражданина появляется право на страховую пенсию, и он обратится за их назначением.
Порядок назначения и выплаты средств пенсионных накоплений не меняется. Для расчета накопительной пенсии вся сумма средств пенсионных накоплений делится на ожидаемой период выплаты накопительной пенсии. Период ожидаемой выплаты пенсии устанавливается Федеральным законом – сегодня он составляет 228 месяцев.

Сохранился и порядок выплаты средств пенсионных накоплений (единовременная выплата, срочная пенсионная выплата, выплата накопительной пенсии).

Тем не менее, с 1 января текущего года внесены изменения по периодичности выплаты единовременной выплаты пенсионных накоплений. Такую выплату можно будет получить один раз в 5 лет. Но поскольку закон обратной силы не имеет, то и обращения за этой выплатой будут учитываться, начиная с 1 января 2015 года. То есть, если гражданин уже получал единовременную выплату, например, в 2013 и 2014 годах, то он вправе будет обратиться и в 2015 году, чтобы выплата была произведена. А вот в следующий раз заявление о выплате можно будет написать в Пенсионный фонд только через 5 лет, то есть не ранее 2020 года.

Материал подготовлен Группой по взаимодействию со СМИ ОПФР по Тамбовской области совместно с региональным партнером разработчика ИПО ГАРАНТ - компанией «Плюс Гарантия».

Уважаемая интернет-аудитория, если у Вас появились дополнительные вопросы в рамках материала, просим оставлять их в комментариях. По итогам Ваших обращений будут готовиться развернутые ответы со стороны компетентных органов власти. Если же вопрос требует индивидуального консультирования юриста, он будет направлен квалифицированным специалистам АНО юридического центра «Гарант». Ознакомиться с условиями, графиком и форматами оказания бесплатных услуг можно на сайте центра.