Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies. Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс). Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
Согласен
vtambove.ru
4-ый антимонопольный пакет: ФАС разъясняет На минувшей неделе, 1 и 2 октября, впервые в Тамбове прошел семинар–совещание территориальных органов Федеральной антимонопольной службы РФ ЦФО.

4-ый антимонопольный пакет: ФАС разъясняет

13 октября 2015, 15:10
Фото: expertpatent.ru
На минувшей неделе, 1 и 2 октября, впервые в Тамбове прошел семинар–совещание территориальных органов Федеральной антимонопольной службы РФ ЦФО.

Мероприятие было приурочено к 25-летнему юбилею службы, антимонопольному регулированию в России, в целом. Федеральную структуру представлял заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров и ряд представителей центрального аппарата ФАС.

Информационным партнером этого масштабного мероприятия стал региональный партнер разработчика ИПО ГАРАНТ – компания «Плюс Гарантия». К слову сказать, символичным совпадением стал такой же, 25-летний, юбилей существования компании ГАРАНТ на рынке ИПО со своим главным продуктом для эффективной работы с правовой информацией – системой ГАРАНТ. С Тамбовским УФАС России компанию связывает многолетнее сотрудничество. Общий интерес касается работы по правовому просвещению в рамках рекламного законодательства, а также о закупках в самых разных форматах: конференции, семинары, обеспечение методическими материалами.

Ключевыми темами двухдневной повестки семинара стало обсуждение основных тезисов так называемого четвертого антимонопольного пакета, ранее одобренного депутатами ГосДумы,а затем и Советом Федерации. Президент РФ, в свою очередь, подтвердил принятие «пакета», подписав буквально 5 октября соответствующий Федеральный закон (№ 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Документ содержит комплекс мер, направленных на либерализацию и совершенствование антимонопольного законодательства в России. 

В первый же день семинара состоялась пресс-конференция Андрея Кашеварова и его коллег из центрального аппарата ФАС совместно с руководителем областного антимонопольного ведомства Еленой Гречишниковой. Представители СМИ, в первую очередь, просили объяснить доступным и понятным для своей аудитории языком, что конкретно предполагает 4-ый антимонопольный пакет. 

Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС России:

Важно отметить, что этот «пакет» мы оцениваем как самый либеральный. В частности, предусмотрено расширение сферы применения института предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, за счет распространения его на действия органов госвласти и органов местного самоуправления. Расширен перечень лиц, которым направляется предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, – в него включены должностные лица органов власти различных уровней.

Кроме того, законом отменена норма о возможности признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на определенном товарном рынке менее 35%, и исключено ведение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35%. Между тем, закреплена возможность признания картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами – покупателями товара на товарном рынке, и прописана необходимость предварительного согласования с антимонопольным органом соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности.

Так, например, проходить согласование потребуется предприятиям, суммарная стоимость активов которых превышает 7 миллиардов рублей по состоянию на последнюю отчетную дату, или суммарная выручка от реализации товаров которых за прошлый год составляет более 10 миллиардов рублей. При этом уведомительный контроль сделок субъектов естественных монополий исключен.

О профилактических беседах, которые теперь планируют вести не только с хозяйствующими субъектами, но и с органами власти, рассказала журналистам и Елена Гречишникова - руководитель УФАС России по Тамбовской области:

Нашим Управлением по Тамбовской области был вынесен ряд предупреждений, как правило, всегда они исполнялись. В нашей практике только лишь один хозяйствующий субъект не исполнил данное предупреждение за что, я считаю, довольно жёстко поплатился. Было возбуждено административное дело, наложен большой штраф.

Еще одна важная новость для предпринимателей. Так, владельцев малых предприятий, чей оборот меньше 400 миллионов рублей в год, хотят освободить от антимонопольных расследований. То же самое касается торговых сетей.

Андрей Кашеваров, в свою очередь, дополнил, «…то есть две палатки или два киоска, объединённые по признаку сети теперь никоим образом не должны будут попадать под антимонопольное расследование».

При этом Правительству РФ предоставлено право определять правила недискриминационного доступа к товарам не только для естественных монополий, как это делается сейчас, но и для компаний, которые естественными монополиями не являются, но доля которых на соответствующем товарном рынке составляет более 70% (высококонцентрированные товарные рынки). А за ФАС России закреплены функции по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов. Согласно закону, в составе ФАС России появится коллегиальный орган, призванный давать разъяснения по вопросам практики применения антимонопольного законодательства и рассматривать жалобы на решения территориальных антимонопольных органов.

Вызвал интерес СМИ и вопрос о контроле изменения цен на рынке лекарственных средств. Заместитель руководителя ФАС его прокомментировал:

«От премьер-министра Ольги Юрьевны Голодец мы получили поручение провести мониторинг и анализ тех закупок, которые осуществляются в субъектах РФ. Те цифры, которые мы сейчас видим, позволяют сделать вывод, что в корзине топ-200 препаратов, закупаемых всеми регионами, разница в ценах достигает 50%. И такую существенную разницу никак нельзя списать на логистику. Значит, в этих закупках что-то происходит системно, и, соответственно, это требует оценки. Этот анализ будет связан и с дальнейшей разработкой методики определения цен на лекарства». 

Один из вопросов пресс-конференции касался прозвучавшей фразы в первой половине семинара в ходе выступления заместителя начальника правового управления ФАС РФ Алексей Крюков, выразившегося, что «..наложение штрафов не должно быть средством наполнения казны и увеличения бюджетов..». Обоснованную и более содержательную трактовку эксперт дал уже для журналистов: 

«Я, как юрист, привык, работать с документами, с правом. И именно к этому, в первую очередь, всех призываю. И в контексте этого вопроса, я рекомендую всем прочитать статью 11.2 КоАП, она называется «Задачи». Так вот, задача штрафа – это не сделать казну богаче, даже если мы говорим об антимонопольных оборотных штрафах, которые действительно иногда достигают десятков миллионов рублей. Это задача – предупредить последующее противоправное поведение. Причем, как со стороны лица, привлеченного к ответу, так и со стороны тех лиц, которые могли бы совершить или уже совершают противоправные действия. Именно с этой целью мы так широко сейчас распространяем институты предупреждения и пресечения нарушений, которые не влекут за собой привлечение к ответственности. Для органов власти при повторном нарушении, это вообще теперь может быть дисквалификация. Это очень жесткое наказание, влекущее увольнение, запрет до 3-х лет занимать должности. А наполнение бюджета – это, все-таки, функция налоговых органов, уплаты пошлин. Штраф же – это предупреждение повторения правонарушений». 

Таким образом, как подытожили выступающие, предупредительный антимонопольный контроль позволит снизить административные барьеры. Но главной целью таких поправок специалисты называют повышение качества жизни, в первую очередь, обычных граждан.

Материал подготовлен региональным партнером разработчика ИПО ГАРАНТ – компанией «Плюс Гарантия» с использованием источника информации - портала ГАРАНТ.РУ.

Уважаемая интернет-аудитория, если у Вас появились дополнительные вопросы в рамках материала, просим оставлять их в комментариях. По итогам Ваших обращений будут готовиться развернутые ответы со стороны компетентных органов власти. Если же вопрос требует индивидуального консультирования юриста, он будет направлен квалифицированным специалистам АНО юридического центра «Гарант». Ознакомиться с условиями, графиком и форматами оказания бесплатных услуг можно на сайте центра.

Служба новостей