Хотя по закону получение одних услуг нельзя ставить в зависимость от приобретения других, в действительности это происходит достаточно часто. Например, многие автолюбители сталкиваются с навязыванием страховых услуг при оформлении полисов ОСАГО: страховщики в нагрузку к последним добавляют полисы страхования имущества, жизни и здоровья и пр. А если гражданин не соглашается заключать дополнительный договор, компания может вообще отказаться продавать требуемый полис — под любым надуманным предлогом. Гражданин сдается и берет полис с «нагрузкой», а доказать факт навязывания услуги непросто. Неудивительно, что в 2015 году более четверти обращений граждан по поводу ОСАГО в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России составили жалобы на навязывание услуг.
Для решения проблемы Банк России ввел так называемый период охлаждения — срок, в течение которого можно отказаться от ненужного вам полиса, то есть расторгнуть договор страхования «
Теперь если вы поддались уговорам или требованию страховщика и приобрели ненужный вам полис страхования, у вас есть пять рабочих дней на то, чтобы потребовать расторжения договора.
Если договор не вступил в силу, то при отказе от страховки в обозначенный срок страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме. Если же договор уже начал действовать, то страховщик при возврате средств вправе удержать часть премии, пропорциональную количеству дней, прошедших с начала его действия. Для возврата денег нужно заполнить заявление об отказе от договора добровольного страхования, и в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страховая компания обязана вернуть премию.
Материал подготовлен отделением по Тамбовской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу совместно с региональным партнером разработчика ИПО ГАРАНТ — компанией «