Как уточнил директор аэропорта «Тамбов» Виктор Неретин, первым делом нужно отремонтировать именно взлётную полосу.
В первую очередь, естественно, сегодня стоит на повестке дня — это реконструкция взлётно-посадочной полосы. Ну и, соответственно, под те типа воздушных судов, которые реально в ближайшие годы будут выполнять подобные полеты. А это типы, которые разрабатываются и у нас в России, и тем более вместимые воздушные суда — они требуют определенного изменения и в характеристиках, в том числе и нашего аэровокзала. Поэтому федеральная программа предусматривает реконструкцию аэропорта «Тамбов» с участием и бюджетных средств нашей области, и привлечения внешних инвесторов. Над этим сейчас идет такая довольно упорная работа со стороны администрации по взаимодействию с федеральными структурами. Есть некоторые планы. Пока будем держать их как желаемое. Надеемся на то, что они будут реализованы в ближайшее время.
Существует расхожее мнение, что в Донском достаточно короткая взлётная полоса. Однако для современных самолетов — это не проблема. Их аэродинамика позволяет не тратить много времени на разгон. А вот увеличение массы самого самолёта — это уже серьёзная проблема.
Надо будет наращивать толщину с целью возможности приёма более тяжелых воздушных судов. Если мы говорим про увеличение вместимости, значит, соответственно, это и общая масса, взлётная или посадочная, она будет увеличиваться. Наша взлётно-посадочная полоса рассчитана была при строительстве на воздушные суда с максимальной взлётной массой до 64 тонн. Это, если так говорить по тем типам воздушных судов, которые раньше выполняли полёты, это до 50–70 кресел. Сегодня перспектива рассматривается именно на те самолёты, которые смогут брать до 150 человек на борт одновременно. Соответственно, надо будет наращивать толщину нашей взлётно-посадочной полосы, поскольку она всё-таки была введена в строй в 1971 году. И капитального ремонта ей не делалось. Ну и, сами понимаете, почти уже полвека — время пришло для того, чтобы провести ей реконструкцию с изменением взлётно-посадочных характеристик и заменой радиосветотехнического оборудования при заходе на посадку и взлёте воздушных судов.
Рассказал Виктор Неретин порталу ВТамбове и о той самой аэродинамике современных судов, которая позволяет взлетать с полос, которые гораздо короче нашей.
На сегодняшний день во всем мире конструктивно выполняются воздушные суда с очень хорошими взлетно-посадочными характеристиками, которые не требуют удлинения нашей взлётно-посадочной полосы. В частности, если взять даже те типы, которые сегодня летают, то нашей полосы вполне достаточно для того, чтобы принимать и «Боинг 737», и «Аэробус А319». Единственное отличие, ну если можно технически так вам чуть-чуть объясню, наши все планируемые и раньше, да и сегодняшние типы воздушных судов, имеют разнесённые точки опоры, на которые приземляется воздушное судно — шасси. Ударная нагрузка — она разнесена. Все иностранные самолёты — они все такие более сжатые, имеют компоновку, которая в момент посадки производит большую ударную нагрузку. И полосы строились раньше в Советские времена — сами понимаете, никто на Запад не смотрел и не рассчитывал, что у нас будут летать не наши самолёты. А сегодня вот эта определенная произошла смена понятий в авиации. Сама аэродинамика очень мощная, она позволяет взлетать с полос от 1800 до 2000 метров. У нашей полосы длина 2100 метров, этого вполне достаточно. На перспективу на ближайшие 25–30 лет длины этой нам хватит. А вот её состояние и толщина — вот это требует изменений.
При этом директор аэропорта уточнил, что для самолётов, которые производят регулярные рейсы из аэропорта «Тамбов», наша взлётная полоса вполне подходит.
С точки зрения безопасности — те воздушные суда, которые мы принимаем, тут никаких вопросов нет. Мы говорим о том, чтобы можно было принимать более вместительные воздушные суда. Вот для этого и надо увеличивать толщину.
На самом деле, реконструкция требуется не только взлётной полосе, но и самому зданию аэровокзала. Даже если отбросить в сторону эстетическую составляющую, то остаются ещё технические характеристики. Зимой в аэропорту холодно, а летом жарко, да и современные требования безопасности тоже диктуют свои условия. На всё это требуется почти 3 миллиарда рублей.
Реально речь идёт на сегодняшний день в федеральной программе порядка 2,9 миллиарда рублей. Это на весь аэровокзальный комплекс. Потому что требуются определенные работы и в плане авиационной безопасности. Сегодня, сами понимаете, не то, что было полвека назад, когда мы все заборы делали только для того, чтобы животные не выходили на взлётную полосу. Сегодня другой вопрос стоит — защита от внешних воздействий, терроризма и т.д. Нужна объездная дорога. Вся эта система безопасности на уровне видеонаблюдения и много чего ещё. Поэтому весь аэропортовый комплекс надо модернизировать и делать его реконструкцию. Это нужно делать синхронно по всем направлениям, потому что отдельные решения не позволят решить всё до той точки, когда можно будет на протяжении лет хотя бы 20–30 забыть, что какие-то есть у нас ещё не решенные проблемы. Ну и в частности, тот же аэровокзал. Сами понимаете, он был построен давно. И вот эти все наши стекольные переплеты имеют уже трещины, деформацию, и холод здесь довольно приличный. Поэтому сама система отопления нужна другая. И много чего ещё. И пропускная способность, что является таким серьезным критерием для работы любого аэропорта, она тоже была определена еще 50 лет назад. И если самолет «Ан24» — это 50 человек, то чтобы, скажем, даже одномоментно посадить 150 пассажиров, надо увеличить пропускную способность досмотровой зоны и всё, что с этим связано. Конструктивно надо будет менять и выходы из аэровокзала, делать встречные потоки на вход и на выход. В общем, это целый комплекс работ, который решать при реконструкции.
Если же говорить именно о пропускной способности аэропорта «Тамбов», то её тоже необходимо увеличить.
Наш аэровокзал и его проектная пропускная способность была 100 человек в час. Сегодня реально с учетом некоторых возросших требований — это 50 человек в час. Поэтому я и говорю, если будем делать проектную реконструкцию и брать за основу такие воздушные суда, как «Аэробус 320» или «Боинг 737» — это 150 человек. То есть в 3 раза надо увеличить пропускную способность. Соответственно, и дополнительные какие-то конструктивные решения надо будет принимать, связанные с технической оснащённостью в том числе.
Фото: портал ВТамбове