Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies. Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс). Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
Согласен
vtambove.ru
Правовой ликбез: итоги недели Обзор самых важных и интересных правовых новостей прошедшей недели. Ключевые инициативы, новые правовые акты и знаковые события, которыми она запомнилась.

Правовой ликбез: итоги недели

17 февраля 2017, 11:30
Фото: davydov.in
Обзор самых важных и интересных правовых новостей прошедшей недели. Ключевые инициативы, новые правовые акты и знаковые события, которыми она запомнилась.

Участие в гражданском процессе педагога или психолога может стать обязательным, если в него вовлечены дети до 16 лет

Правительство РФ предложило четче регламентировать участие детей в гражданском процессе.

Кабмин планирует сделать обязательным участие педагога или психолога в гражданском процессе, если в рассмотрении дела участвуют дети до 16 лет либо достигшие этого возраста, но страдающие психическим расстройством или отстающие в психическом развитии. При этом судам предполагается дать право по своему усмотрению привлекать к участию психологов и педагогов, если в гражданском процессе участвуют дети старше 16 лет.

Между тем участвовать в рассмотрении гражданских дел смогут только специалисты с высшим образованием, работающие в образовательных организациях либо в организациях, оказывающих психологическую помощь.

Правительство также предлагает ограничить продолжительность процессуальных действий с участием детей:

  • не более 30 минут без перерыва, а в общей сложности не более одного часа в течение одного дня для детей до 7 лет;
  • не более одного часа без перерыва, а в общей сложности не более двух часов в день для детей от 7 до 14 лет;
  • не более двух часов без перерыва, а в общей сложности не более четырех часов в день для детей от 14 лет.

Также предполагается установить, что допрос ребенка до 14 лет производится с участием его законного представителя, а по решению суда и в возрасте от 14 до 18 лет. При этом предполагается также добавить, что если участие законного представителя противоречит интересам ребенка, то суд вправе к рассмотрению дела его не допустить, а пригласить для этого другого законного представителя.

Напомним, что в настоящий момент нормами Гражданского процессуального кодекса обязательное участие психолога по делам, затрагивающим интересы детей, не предусматривается. А для педагога установлен один случай обязательного участия — при допросе свидетеля до 14 лет, и по усмотрению суда свидетеля от 14 до 16 лет (ч. 1 ст. 179 ГПК РФ).

Кроме того, кабмин предлагает дополнить ст. 39 ГПК РФ новой ч. 2 и установить, что суд обязан выяснить мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, по вопросам, затрагивающим его права и законные интересы, при решении вопроса о принятии отказа от иска, признании иска ответчиком или утверждении мирового соглашения.

Также предполагается установить в качетсве новой нормы, что ребенок, участвующий в гражданском процессе, должен быть в доступной для него форме проинформирован о сути рассматриваемого дела, своих процессуальных правах, включая право на выражение своего мнения по вопросам, затрагивающим его права и законные интересы, на обращение с ходатайством о назначении адвоката или иного представителя, право на осуществление правомочий стороны в процессе. При этом предполагается закрепить, что такая информация не должна причинять вред его здоровью и развитию.

Помимо этого, планируется дополнить новыми частями и ст. 52 ГПК РФ и закрепить право суда отстранять законного представителя недееспособного лица от участия в деле по ходатайству других участников процесса. Это может произойти в случае, если его действия препятствуют реализации прав и интересов представляемого, преследуют личные цели в ущерб интересам своего подопечного либо еще каким-то образом вредят представляемому. Предлагается установить, что в этой ситуации для представления интересов недееспособного или не обладающего полной дееспособностью гражданина должен быть приглашен другой законный представитель. Если же такую замену невозможно будет осуществить, то для представления интересов будет приглашен адвокат. Отметим, что сейчас установлено только то, кто может быть законным представителем (ч. 1 ст. 52 ГПК РФ), возможность и порядок отстранения законного представителя ребенка нормами ГПК РФ не регламентированы.

И наконец, кабмин предлагает запретить подвергать принудительному приводу в суд беременных женщин, детей, лиц, которые ввиду болезни, возраста или других уважительных причин не могут прийти в судебное заседание по вызову суда. Добавим, что в настоящий момент такого ограничения не установлено, по общему правилу любое лицо, являющееся свидетелем, при неявке в судебное заседание без уважительных причин по вторичному вызову может быть подвергнуто принудительному приводу (ч. 2 ст. 168 ГПК РФ).

 

Максимальный размер штрафа за непредоставление чиновниками информации по запросам СМИ может быть увеличен до 35 тыс. руб.

Ввести специальную административную ответственность за непредоставление чиновниками информации по запросам СМИ предложила группа депутатов Госдумы. Парламентарии планируют установить штраф в размере от 25 тыс. до 35 тыс. руб. для должностных лиц, нарушающих порядок предоставления информации, если ее предоставление установлено федеральным законодательством.

Ответственность будет наступать за неправомерный отказ в предоставлении информации, ее несвоевременном предоставлении либо за предоставление недостоверных данных. Для этого планируется дополнить КоАП новой ст. 5.39.1.

В настоящий момент специальной санкции за непредоставление информации по запросу редакций СМИ не установлено. По общему правилу за отказ в предоставлении информации в предусмотренных федеральными законами случаях установлен штраф гораздо ниже предлагаемого — от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.39 КоАП РФ).

По мнению разработчиков документа, увеличение штрафов позволит исключить необоснованное затягивание сроков предоставления информации.

Добавим, что для ответа на запросы редакций СМИ установлен семидневный срок предоставления информации. При невозможности предоставить запрашиваемые сведения в этот срок представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации должно быть вручено уведомление об отсрочке. В уведомлении должны быть указаны:

• причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
• дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
• должностное лицо, установившее отсрочку;
• дата принятия решения об отсрочке (абз. 5–9 ст. 40 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124–1 «О средствах массовой информации», далее — закон о СМИ).

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну (абз. 1 ст. 40 закона о СМИ).

Также установлен ряд оснований, исключающих предоставление информации о суде, к примеру, если запрашиваемая информация является вмешательством в осуществление правосудия и ее предоставление не позволяет обеспечивать безопасность участников судебного разбирательства (подп. 5–6 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»).

Уголовную ответственность за пропаганду расового или межнационального превосходства предлагают дифференцировать

С инициативой разграничить ответственность за пропаганду превосходства принадлежности к какой-либо социальной группе (по полу, расе, национальности и т. д.) в зависимости от того, привело ли это к тяжким последствиям и причинило ли существенный вред, выступил депутат Госдумы Сергей Иванов. Инициатор поправок планирует внести изменения в ст. 282 Уголовного кодекса.

Так, законопроектом предполагается, что уголовная ответственность за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные пуб¬лично или с использованием Интернета (ч. 1 ст. 282 УК РФ), будет наступать только в том случае, если такие действия причинили существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам об¬щества или государства либо привели к наступлению иных тяжких последствий.

При этом уголовную ответственность за совершение преступления, содержащего новый состав, менять не планируют, она останется прежней — в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительных работ на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок от двух до пяти лет (ч. 1 ст. 282 УК РФ).

Разработчик документа предлагает выделить пропаганду исключительности, превосходства либо неполно¬ценности (а также действия, обосновывающие или утверждающие необходимость совершения преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ) в качестве отдельного состава. И предусмотреть для совершения данного преступления более мягкую санкцию — штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Необходимость принятия предлагаемого законопроекта автор инициативы объясняет тем, что существующая в настоящий момент формулировка «действия, направленные на возбуждение ненависти» имеет более широкий смысловой объем, чем понятия «агитация» и «пропаганда», вызывает неоднозначность толкования и затрудняет правильное применение норм ст. 282 УК РФ.

Инфляция в январе замедлилась до 5% в годовом выражении

Об этом сообщает Банк России на своем официальном сайте. В январе текущего года инфляция в годовом выражении снизилась до 5%, что соответствует прогнозному показателю, отмечают в Банке. При этом уменьшение темпов инфляции объясняется действием временных факторов: хорошего урожая и укрепления рубля.
Так, поясняет Банк России, хороший урожай 2016 года позволил не только замедлить рост, но и снизить цены на подсолнечное масло, крупы, сахар, плодоовощную продукцию. А укрепление рубля, в свою очередь, сдерживает рост цен на традиционно импортируемые товары, включая электронику и бытовую технику, а также услуги зарубежного туризма, отмечают специалисты Банка. Между тем исчерпание потенциала названных сезонных факторов может замедлить снижения инфляции в будущем, подчеркивают они.
Кроме того, эксперты Банка отмечают повышенные инфляционные ожидания населения в связи с ростом цен на ряд социально значимых товаров. Причем лидером ухудшения показателей ценовой динамики стали цены на молочные продукты, отмечают они.
В то же время Банк России сохраняет уверенность в том, что к концу года уровень инфляции удастся понизить до 4%. Причем сдержать рост инфляции удастся за счет продолжения умеренно жесткой кредитно-финансовой политики, уверены в Банке.


Страховое возмещение туристу

Правительство РФ утвердило правила, в соответствии с которыми туроператоры будут выплачивать своим клиентам страховое возмещение в случаях, если их деятельность гарантирована сразу несколькими договорами о финансовом обеспечении (далее — Правила) (Постановление Правительства РФ от 10 февраля № 167). Документ вступит в силу с 22 февраля этого года.

В соответствии с новыми Правилами для того, чтобы получить страховое возмещение, если туроператор не исполнил свои обязательства, турист должен будет направить письменное требование в организацию, у которой с туроператором заключен договор страхования ответственности либо банковской гарантии (п. 2 Правил). Причем заявитель вправе предъявить требование к любой организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение по своему выбору (абз. 1 п. 4 Правил).

Напомним, что в заявлении, помимо прочего, необходимо указать информацию, свидетельствующую о допущенных туроператором нарушениях, размер причиненного в результате этого реального ущерба, а также реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора (ч. 2 ст. 17.5 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», далее — закона о туристской деятельности).

К требованию турист обязан приложить:

• копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, с предъявлением оригинала документа;
• копию договора о реализации туристского продукта с предъявлением его оригинала (в случае заключения договора на бумажном носителе) либо договор в форме электронного документа на электронном носителе информации (в случае заключения договора в форме электронного документа);
• документы, подтверждающие реальный ущерб, возникший у туриста в результате неисполнения туроператором обязательств по договору (ч. 3 ст. 17.5 закона об туристской деятельности).

При этом страховщик в течение каждых 20 дней после получения первого требования о выплате возмещения должен сформировать реестр требований и принять решение о возмещении предъявляемого к оплате требования, включенного в реестр, а также о размере выплаты.

Одновременно он уведомит о своем решении заявителя. А на выплату возмещения страховщику отведено 10 дней (п. 3, п. 5 Правил).

Между тем если заявителю отказывают в предоставлении страховой выплаты или выплачивают ее не в полном размере, он вправе обратиться с аналогичным требованием к другим организациям, которые предоставили туроператору финансовое обеспечение ответственности. При этом турист вправе требовать выплаты только недополученной части причитающейся ему суммы возмещения.

Отметим, что выплаты осуществляются в рамках размера финансового обеспечения по договору страхования ответственности, заключенному с туроператором (абз. 2–3 п. 4 Правил).
При этом действующие Правила оказания услуг по реализации туристского продукта дополнены п. 14.2. В новой норме, в частности, установлено, что если туроператор заключил сразу несколько договоров страхования ответственности или ему выдано несколько банковских гарантий, то он должен внести в туристский договор не только сведения об общем размере финансового обеспечения по своим обязательствам, но и раздельно указать размеры страховых сумм и банковских гарантий по каждому обеспечительному договору.

Материал подготовлен Прокуратурой Октябрьского района города Тамбова совместно с региональным партнером разработчика информационно-правового обеспечения ГАРАНТ — компанией «Плюс Гарантия», с использованием источника информации — портала ГАРАНТ.РУ

Фото: www.infokeperawatan.com, vrubcovske.ru, www.gorod.lv, www.southwalesargus.co.uk, spanishdict.com, www.swedish.ru

Служба новостей