Рейтинг подготовил центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» и исследовательским агентством BCGroup. Специалисты решили выяснить наиболее известные, узнаваемые и привлекательные для туристов региональные бренды. Стоит сказать, что подобного исследования в России еще не проводили, это первая попытка собрать в одном месте все лучшее, известное, узнаваемое. Исследователи хотели показать все то, чем гордится каждый регион и о чем не стыдно рассказать другим.
Этот рейтинг готовился несколько месяцев. Тот факт, что до нас никто ничего подобного не делал, подстегивал интерес, но и добавлял дополнительной ответственности. Более тысячи региональных брендов приняли участие в экспертной проверке на узнаваемость и привлекательность. Народные промыслы, объекты показа, гастрономические бренды, туристические маршруты и уникальные мероприятия — мы предложили региональным департаментам по туризму самостоятельно определить, что они «продвигают» и что считают «визитными карточками» своих территорий.Чтобы определить наиболее известные для туристов бренды во всех регионах, исследователи направили запросы в региональные министерства и департаменты по культуре и туризму. Однако не все регионы прислали информацию о своих брендах. Поэтому для полной картины специалисты дополнительно опросили экспертов и собрали информацию из открытых источников. В итоге получился список из 1000 региональных туристических брендов.
Все собранные бренды были разделены на 5 групп:
После предварительного отсева экспертами ЦИК «Рейтинг» и журнала «Отдых в России» было отобрано 425 наименований, которые и вошли в итоговую таблицу для опроса населения. В анкете со списком брендов и указанием регионов, к которым они относятся, респондентам задавалось три вопроса:
Эти критерии и легли в основу рейтинга. Специалисты определили проценты узнаваемости бренда (общее количество ответивших «да» делилось на общее количество опрошенных), проценты по критерию «связь бренда с регионом» и проценты по критерию «туристическая привлекательность». Далее за каждый процент начислялся 1 балл. Наибольшая сумма набранных баллов по трем критериям и обеспечивала 1 место бренда в таблице. Далее места распределялись по мере уменьшения количества набранных баллов.
По количеству набранных баллов по трем критериям в ТОП-100 российских брендов вошли 62 объекта показа (это географические объекты, курорты, места отдыха, достопримечательности и даже известные промышленные объекты), 5 туристических маршрутов, 1 мероприятие, 21 гастрономический бренд и 11 народных художественных промыслов. От Тамбовской области в рейтинг попали два бренда.
В ТОП-100 российских брендов попали тамбовская картошка и мичуринские яблоки. Оказалось, что тамбовская картошка среди населения более узнаваемая. Этот бренд расположился на 44 месте, набрав 228 баллов. Бренд мичуринские яблоки расположился на 97 месте. В общей сложности он получил 171 балл.
Отметим, что исследователи сделали разбивку по отдельным туристическим группам. Так, в ТОП-25 гастрономических брендов тамбовская картошка располагается на 7 месте, а мичуринские яблоки на 21 месте.
Посмотреть полный список всех туристических брендов, вошедших в ТОП-100, можно на сайте
Фото: Роман Канин, michurinsk.ru