Одиннадцатиклассники вышли на финишную прямую. Уже на этой неделе их ожидает серьёзное испытание — единый государственный экзамен. От результатов ЕГЭ зависит, смогут ли они поступить в желанный вуз. Портал ВТамбове постарался разобраться, что же скрывается за этими тремя страшными буквами и как в городе готовятся к экзамену. Для этого мы задали тамбовским репетиторам ряд вопросов, с помощью которых узнали, с какими сложностями при подготовке школьники сталкиваются чаще всего.
ЕГЭ стал проще?
«Как изменился экзамен? Я бы сказала, что он в определённом смысле упростился. Задания стали более доступными для ученика. Если сравнить с тем ЕГЭ, который был, к примеру, 7 лет назад, то обязательная часть стала адекватной. Сейчас получить где-то порядка 80 баллов вполне реально нормальному хорошему ученику, который к тому же трудолюбив».
Можно ли обойтись без репетитора?
«Сейчас самостоятельно, на базе того, что преподают в школе, почти невозможно получить нормальный результат. Только единицы могут подготовиться сами. Но для этого ребёнку не хватает организованности, целеустремленности, усердия, в конце концов, способностей. Он не может сам всё воспринять, а то, что преподают в школе, та математика очень отличается от того, что с них спрашивают на ЕГЭ. А почему? Просто учебники пишут одни, а экзамены и тесты составляют совсем другие люди».
«Математика настолько многообразна, что чуть-чуть перестроишь вопрос — дети не понимают. Нет практической направленности. Элементарные задачи вызывают затруднение. Вот я вам приведу пример. Килограмм клубники стоит 180 рублей. Сколько сдачи получит мама, если отдаст тысячу рублей, а купит 2 килограмма 400 граммов клубники. Они не могут решить эту задачу. И это объяснимо: у нас в магазинах почти нет весовых товаров, дети с этим не сталкиваются, они штучно все покупают. Они не рассчитывают, не просчитывают, у них нет этой смекалки».
Как подготовиться?
«Когда учишь ребенка в 8 или 9 классе, уже должна быть нацеленность на экзамены, мы знаем, что туда войдёт. Сейчас очень много возможностей, чтобы предлагать какие-то задания. Но задания — это уже практическая возможность для применения самой теории. Теория должна быть. Вы знаете, как в школе геометрию преподают? Например, 11 класс — тема «Объёмы». Объёмы призмы мы находим так, объём другого — так. И запомните, детки. А можно запомнить то, не знаю что? Нет. Ведь в форме что-то заложено, она что-то отражает».
Что сделать, чтобы сдать на 5: запоминать нужно меньше, чем кажется. Учитесь сокращать дроби и применять теорему Виета*. Поймите теорию, и тогда формулы сами будут укладываться в вашей голове.
* Формулы Виета — формулы, связывающие коэффициенты многочлена и его корни. Этими формулами удобно пользоваться для проверки правильности нахождения корней многочлена, а также для составления многочлена по заданным корням.
Какие сложности?
«Появилась устная речь. В те времена, когда сдавала экзамен я, устной речи не было. Сейчас она есть, и это сложнее — ребёнок может стушеваться. На подготовку выделяют определённое количество времени. Даётся несколько картинок. Надо рассказать о них. От нервов может переклинить, и ребёнок может ничего не сказать или сказать с глупейшими ошибками. Это всё-таки еще и человеческий фактор. Устная речь проще для того, кто когда-то был за границей, и у него уже есть опыт общения с иностранцами. У него нет такого стеснения, страха, что тебя кто-то услышит, когда ты делаешь свои ошибки».
Раньше было легче?
«В принципе, то же самое, может чуть сложнее стало, чем раньше. Если сравнивать ЕГЭ 2007 года и 2011 года, в последнем случае, естественно, сложнее было. В 2007 году ЕГЭ только вводилось, прощупывали почву. Знаете, сложности возникают именно с чтением и письмом, хотя даже если прочесть могут, то выразить свои мысли и перестроить свой мозг на английский лад не всегда получается».
Что сделать, чтобы сдать на 5: читать книги на английском языке, тем более найти такие спокойно можно в библиотеке. Запоминать, какие слова в каком контексте употребляются.
На что обратить внимание?
«Сложности такие: большой объём информации, широкие временные рамки. То, что наряду с Россией нужно захватить частично всеобщую историю. В ЕГЭ, например, ставят какие-нибудь события исторические и проводят параллели. Как это было в России, и как это было в Европе. Сложности вызывают задания по культуре и задания, которые связаны с работой с картой. Ведь с картами мало работают. Раньше были атласы, раньше были контурные карты, теперь этого практически нет».
Что делать?
«Нужно брать дополнительную литературу. Если иметь серьёзную мотивацию, то в принципе, интернет сейчас изобилует материалами. Единственное, необходим тогда будет не репетитор, а тот, кто направит, кто покажет, что надо делать и где искать. А дальше можно и самим».
А если начал учить историю только в 11 классе?
«Если всё не учить, а потом учить, то всегда трудно. Это зависит от мотивации и приложенных усилий. Если выпускник будет заниматься систематически, если он будет делать это в течение года, то может, сдаст хорошо. А может и нет. Удача имеет немаленькое значение.
Что сделать, чтобы сдать на 5: вы должны быть замотивированным и удачливым. Но самое главное, нужно правильно выстроить свою работу, потому что информации придётся запоминать много.
Где стоит поднапрячься?
«Очень сложно даётся, во-первых, органическая химия, там разные классы органических соединений и типы химических реакций. Во-вторых, задачи и цепочки превращений. К экзамену можно подготовиться самостоятельно. Сейчас есть справочные материалы, много всяких пособий для поступающих в вузы, пособия для подготовки к ЕГЭ и прочее. Я бы советовала брать учебники с первого курса института и их просмотреть. В ЕГЭ химия сложнее, чем в школьной программе».
Экзамен стал сложнее?
«Начиная с 2012 года экзамен изменился очень сильно. Усложнилась часть С. Раньше было три задания, сейчас 5 заданий в С части. Было ОВР (окислительно-востановительные реакции), цепочка и задачка. Сейчас: ОВР, цепочка и три задачки. Даже в часть А ввели задачи».
Нужен ли ЕГЭ?
«Мне кажется, лучше билетами, как раньше. Практическая часть и теоретическая. Просто многие теряются, они не могут понять, что требует от них вопрос, им нужно объяснить. Бывает, некорректно задан сам вопрос».
Что сделать, чтобы сдать на 5: бегом в библиотеку и, желательно, в университетскую. Литература классом выше может здорово вам помочь.
И небольшой вопрос из заданий в ЕГЭ по истории.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, относящимся к периоду 1985—1991 гг.
1) многопартийность
2) бюджетный дефицит
3) вертикаль власти
4) монетизация льгот
5) референдум
6) ускорение социально-экономического развития
Если не сможете найти правильный ответ, — пишите в комментариях, мы вам подскажем.
Фото: vuzyinfo.ru, 2017god.com, 2016.life, ТВ Центр