Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
Тамбовская старина. Мичуринский район Данная книга посвящена описанию уцелевших памятников старины Тамбовской области.

Тамбовская старина. Мичуринский район

Тамбовская старина. Мичуринский район
Данная книга посвящена описанию уцелевших памятников старины Тамбовской области.

Нижняя мельница на реке Иловай. Дача Колабина

 

В конце XIX начале XX в в небольшом поселке Белый Кордон проживала помещица Юлия Николаевна Калабина. Она владела участком земли лесом и мельницей на реке Иловай. На территории поселка у Калабиной было два дома, один сохранился, а от другого остались лишь фундамент и два погреба. Стены одного из домов были побелены известью, отсюда и название поселка - Белый Кордон. Барыня содержала лошадей, скотину, была пекарня. Старые люди рассказывают, что барыня пекла хлеб и угощала им людей, приглашая к себе в дом. Говорят, что когда она проезжала по деревням, за ней бежали дети и она бросала им мелочь. Основной дом у барыни находился в Ельце, где она жила зимой, а на лето переезжала в Белый Кордон. Когда к власти пришли большевики, Колабина собрала всё своё золото и отправила своему брату, но по слухам, драгоценности до него не дошли. Помещицу арестовали, потребовали рас-сказать, где спрятала богатство. В 50-е годы XX века барыня приезжала в своё бывшее имение, говорят "дюжа грустила".

 

Дача Колабиной. Фасад

 

Панорама реки Иловай и дачи Колабиной

Резное оформление балкона второго этажа

Известняковые каменоломни

Иловайский карьер показан красной стрелкой

 

 

В тамбовский период своей губернаторской деятельности (1786-1788) Гавриил Романович Державин большое внимание уделял Козловскому уезду, где были обнаружены залежи известнякового камня, или - известного,- как тогда его называли. В этом строительном материале нуждался Тамбов, в котором Державин возобновил начатое ещё при губернаторах П.П.Коновницыне и М.М. Давыдове строительство административных зданий уездного суда, корпуса, где находились присутственные места. Одновременно с разработками бутового (Тамбовский уезд), цокольного (Кирсановский и Шацкий уезды) камня, при ГР Державине была начата добыча известкового камня в Жидиловке, а затем вновь обнаруженных известковых залежей "во въезжем казённом лесу в горе близ реки Иловая Дмитриевки" Козловского уезда.

В это время остро стоял вопрос об организации на разработках труда арестантов-колодников. В распоряжение козловского городничего А. Овцина прибывали колодники из Тамбова, Липецка, Усмани. Под надзором караула, организованного козловским уездным исправником капитаном К. Сотенским, колодники доставлялись в Жидиловку. 4 июня 1786 г. К. Сотенский сообщал Державину, что "по требованию господина городничего для предосторожности определено было от меня из состоящих в окрестности сёл Жидиловки, Ранино, Гавриловки, Лаврово, Липовки, Тернового и деревни Радостная в прибавок к караульным из каждого селения по два человека обывателей, и во всех оных селениях, сотским от меня подтверждено , что бы они караульных переменяли через каждые сутки, дабы им не могло быть излишнего отягощения, и по требованию караульного ундер-офицера чинили всякое способие."

К иногородним колодникам были присоединены Козловские и вместе с ними Козловский мещанин Тимофей Клишин, наказанный "за скверныя ругательствы... ратмана Василия Иловайского и за бой фурьеров". Однако труд колодников не оправдал надежд: они из-за неустроенности быта и изнурительных работ часто болели и умирали. Нанимать же артельных охотников из жителей округи было экономически не выгодно. Державин предлагает использовать на разработках не только колодников, но и однодворцев, не заплативших казённых податей, так называемых недоимщиков. Это распоряжение Державина было сделано в соответствии с указом от 1769 года, по которому можно было брать "в казённую работу за не платёж казённых недоимок". В результате, в Жидиловку прибыло 22 человека из тамбовских селений, 11 человек из села Сеславино Козловского уезда. К перевозке добытого камня ожидалось прибытие Лысогорских однодворцев из Козловского уезда, нанявшихся на работу по собственной воле.
Условия труда на разработке были нелегки, о чём можно судить по простейшим инструментам, применявшимся при добыче камня (ломы, сош-ники, железные и деревянные лопаты, ручные буровли). все они часто ломались, и Державину постоянно приходилось вмешиваться в процесс снабжения разработок рабочими инструментами. обращаясь к исправнику К.Сотенскому, губернатор 16 августа 1786 г. напоминал: "Ежели у вас недостаточно на сей работе инструментов, то уведомите меня, сколько оных и каких именно ещё потребно, я не оставлю приисков, препроводить к вам оные немедля." В конце августа 1786 г. Г.Р. Державин распоряжается переслать из Тамбова в Козлов 10 железных ломов; в сентябре осей, колёс, втулок, обручей, железа, дёгтя, буравлей... а в сентябре заказывает до двухсот лопат на Унженский завод Баташева в Елатомском уезде. Надеясь вести разработки в зимних условиях, Державин отдаёт распоряжение о строительстве землянок. 19 октября исправник Сотенский сообщал губернатору что "во въезжем казённом лесу при ломке известного камня для находящихся там работников сделано земляных три избы, которые отдел-кою совсем скончены". Тяжёлые условия труда, усложнённые примитивно-стью инструмента, неустроенностью быта, болезнями и гибелью камнеразра-ботчиков влекли за собой побеги. они отмечались и в начале разработок, и в последующие месяцы. Из Жидиловки капрал Е. Суслов 19 февраля 1787 года сообщал, что: "Прошедшую неделю камня на разбежанием рабочих людей и за неспособностью от жестоких морозов ничего не наработано". Тот же капрал в апреле рапортовал в казённую палату о новых побегах: "Неплательщики недоимок от работы разбежались и осталось только 10 человек." В середине апреля 1787 г. Державин принял решение "о оставлении ломки известного камня за налитием в ямы многого числа воды до другого удобного времени".

В последующие десятилетия разработки известкового камня продолжа-лись, освоилась добыча извести, спрос на которую всё более возрастал. В конце XIX века из Ранина и Жидиловки вывозили тысячами пудов извести. В 1860 году некто Н.С. Русинов арендовал каменоломню в селе Ранино, что на Иловае.

В 1911 г. ей владел Д.А. Маликов.

© В. Филатова

Иловайский карьер

Такой камень добывали в XVIII – XIX веках в Иловайском карьере

 

Озеро на дне Иловайского карьера

С.Турмасово

 

Село Турмасово Основано в 1636-37 годах козловским воеводой Ива-ном Биркиным, который отвёл первопоселенцам земельные участки с сено-косными и лесными угодьями. В 1860 году на средства населения была по-строена тёплая каменная церковь Богоявления. В 1880 году построена церковно-приходская школа.

В конце XIX века в Турмасово обосновался рязанский помещик Нико-лай Григорьевич Снежков. Сын Николая Григорьевича, Василий Николаевич, являлся почётным мировым судьёй Козловского уезда, депутатом четвёртой Государственной Думы (1912—1917 гг.) от Тамбовской губернии.

Усадьба Снежкова. Вид от реки Лесной Воронеж

Лестница к реке Лесной Воронеж от усадьбы Снежкова

 

Усадьба Снежкова

Усадьба Снежкова

Усадьба Снежкова

Усадьба Снежкова

С. Панское

 

 

С. Панское. Земская школа. Основана в 1912 году

С. Хмелевое

 

По преданию село Хмелевое было основано в 1636-37 годах как сторожевой пост на шляху Валуйки – Воронеж. Своё название село получило по обильным зарослям хмеля в лесу около села. Первыми поселенцами были выходцы из Рязанской губернии. Через Хмелевое проходил земляной вал бывшей Белгородской укрепленной сторожевой черты, построенной по указу царя Михаила Романова для защиты от набегов татар.

С. Хмелевое. Старинное здание начало ХХ века (?)

 

С. Хмелевое. Старинное здание. Фрагмент.

С. Хмелевое. Старинное здание.  

 

Составитель Литовка Ю.В.

Скачать книгу можно по ссылке