Уже четвертую неделю подряд наблюдается опережающий рост цен на бензин. За апрель топливо подорожало на 1,4% — это втрое больше общего индекса потребительских цен (0,4%), сообщают
Повышают цены все АЗС — и те, которые принадлежат крупным компаниям, и принадлежащие небольшим независимым сетям. Началось это ещё в конце 2017 года — нефтетрейдеры из-за увеличения акцизов (с 1 января) запасались бензином, рост спроса подстегнул цены. Тогда в ситуацию вмешалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), и подорожание удалось приостановить.
Повышение цен на бензин имеет сразу три причины. Во-первых это увеличение акцизов. В ноябре прошлого года Госдума приняла решение об их ежегодном повышении в течение трех лет на топливо (автомобильный бензин пятого класса, дизельное топливо и средние дистилляты).
Проблема в том, что на налоги (акциз, налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых) в цене российского топлива приходится 60%. Следовательно, повышение фискального бремени сильно влияет на стоимость бензина.
Вторая причина — сезонный фактор. Обычно топливо дорожает весной, поскольку повышается спрос из-за начала сельхозработ и активизации автолюбителей.
Третья причина — скачок мировых цен на нефть. Казалось бы, как это может повлиять на внутренний рынок, если нефть у нас своя, да и в стоимости бензина на сырую нефть приходится лишь 4%? Дело в том, что при высоких мировых ценах нефтяникам выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем делать это внутри страны, сообщает
Сейчас разница в цене тонны нефти и нефтепродуктов, проданной за рубеж и внутри страны, составляет 10 тысяч рублей. Нефтяники, конечно, идут туда, где больше платят. Однако в целом на бирже объемы продажи по году пока соблюдаются
Так что, скорее всего, топливо продолжит дорожать до осени, когда наступит сезонное снижение спроса. Да и приказ ФАС и Минэнерго об увеличении норматива поставок на внутренний рынок успеет выйти в свет. Но к тому времени жители вполне могут увидеть бензин по цене 50 рублей за литр.
Фото: moe-online.ru, varlamov.ru