Одна из основных проблем молочной отрасли — использование в молочных товарах немолочных жиров. Особенно высок процент фальсификата в продукции недорогих, «народных» брендов.
Эксперты
Самый распространенный, но в то же время легко определяемый способ фальсификации — полная или частичная замена молочного жира растительным. А если быть точнее — заменителем молочного жира на основе растительного масла. Продукция 5 брендов оказалась очевидной подделкой: масло «Солнечная долина», «Родная кухня», «Лав продукт» преимущественно состоят из растительных жиров, а в образцах «Посейдон сервис» и «Молоко плюс» молочного жира практически нет. Стоит отметить, что оба продукта содержат не только растительный, но и животный (вероятнее всего, говяжий) жир — об этом говорит наличие как фитостеринов, так и холестерина.
Ни один из проверенных образцов «Крестянского» масла не соответствует указанному в маркировке ГОСТу по органолептическим показателям, а это, по сути, та же фальсификация.
20 из 25 образцов «Традиционного» также имеют существенные замечания по этому критерию. А два из них — «Ровеньки» и «Число Му», обладают явными признаками порчи.
Масло — это сложная взаимосвязанная система, эмульсия типа «вода в жире», на качество которой большое влияние оказывают: порода молочного скота, условия его содержания, качество кормления животных, сезон года. Далее на процесс получения масла влияют уже факторы переработки: как быстро молоко было переработано, как проводилось созревание сливок, правильность выбора режима обработки сливок. Свой вклад вносят и процесс фасовки, и выбранные упаковочные материалы, режимы хранения и транспортировки.Если мы встречаем масло с грубыми пороками вкуса и запаха, с плохой термоустойчивостью или салистой текстурой, мы вправе подозревать нарушение в любом из звеньев вышеуказанной цепи
Фальсификат, а также образцы, которые имеют явные признаки недоброкачественности и пороки вкуса, сняли с дальнейшей экспертизы. Остальные участники исследований прошли стандартные тесты на безопасность: в масле «То самое масло» и «Кубанский молочник» обнаружили бактерии группы кишечной палочки — показатель фекального загрязнения. Употребление такого продукта может представлять опасность для здоровья! Оба товара занесены в Черный список «Росконтроля».
Традиционное сливочное масло по ГОСТу должно иметь жирность 82,5%. Тем не менее, в 7 образцах его меньше. Самыми «жадными» оказались производители бренда «Ровеньки», в нём всего 75% жира. Также в списке нарушителей по этому показателю «Посейдон сервис», «Киржачский молочный завод», «Молоко плюс», «Му-у», «Молочные узоры», «Простоквашино».
Тем не менее, качественное масло на прилавках магазинов найти можно. 4 образца из 31 рекомендованы к покупке. Это масло «Экомилк», «Белорусское», Valuiki, «Радость вкуса».
Образцы «Милье», «Вологодское лето», «Князь Вежич» и «Простоквашино», которые не соответствуют заявленному высшему сорту, но при этом не имеют других нарушений, а также «Му-у», оказались в Списке товаров с замечаниями. В этот же список за несоответствие ГОСТу попало все «Крестьянское» масло. Остальные 16 товаров — занесены в Черный список за фальсификацию, серьезные нарушения требований безопасности и качества.
Ранее сливочное масло проверял Роспотребнадзор и выявил «недочёты» лишь в 35% образцов. По мнению его представителей, результаты этой проверки не дают оснований говорить о массовой фальсификации сливочного масла на российском рынке. «Роскачество» изучило 82 бренда сливочного масла, из которых 53 бренда, по их данным, соответствуют всем необходимым показателям. А исполнительный директор «Союзмолока» Артем Белов и вовсе считает, что в торговых сетях потребители вряд ли смогут встретить фальсифицированную продукцию, сообщают
Проводимые Росконтролем исследования сыра и сливочного масла стабильно показывают высокий уровень нарушений в недорогом, массовом сегменте. Доля фальсификата и откровенно опасной продукции достигает в нем 60%. Громкие заявления тех или иных ведомств об удовлетворительном качестве молочной продукции, сделанные на основании исследования в среднем и премиальном ценовом сегменте, дают необъективную картину состояния рынка. От этого страдают как потребители, спокойно покупающие некачественные и опасные продукты, так и производители, не имеющие стимулов повышения качества продукции в отсутствие добросовестной конкуренции.
Фото: irecommend.ru, 4tololo.ru, wglads.ru