«Почему я купил билет на верхнюю полку?» — спросил нас Алексей Савватеев. Математик ехал на поезде до Тюмени. Тюмень — город богатый, там сказали: «Берите нижнюю». Но Алексей стоял на своём. На это есть несколько причин: практически все верхние полки были раскуплены, их стоимость была значительно ниже верхних, а сами нижние пустовали. Купив билет на верхнюю полку, он получил сразу два места. Это и есть теория игр. И она как никто близка к математике.
Алексей Савватеев — известный российский математик и матэкономист. Он — ректор университета им. Дмитрия Пожарского, уже длительное время изучает теорию игр. Именно ее азы он и представил собравшимся в одной из аудиторий Державинского университета. Нас было достаточно много, более 50 человек заинтересовались «Математикой для гуманитариев».
Есть общество, где каждый со своими интересами. Как удовлетворить общество в целом? Надо сделать так, чтобы самая недовольная группа была менее недовольной. Эта история была описана еще в Талмуде при распределении наследства умершего. Если денег после смерти должника было меньше, чем долгов, они каждый раз распределялись в разных пропорциях. И эти пропорции соответствуют придуманной всего лишь 100 лет назад теории Джона Неймана.
Чтобы на примере показать, как действует теория, Савватеев предложил простую игру, где победители получают шоколадки. На номер его телефона нужно было отправить СМС: тот, кто отправит и получит приз. Есть одно но: если СМС отправят больше двух человек, все останутся без шоколада. Как вы думаете, сколько пришло сообщений? 19. И, конечно, никто никогда шоколадки не выигрывал. «Правда, если в аудитории меньше 25 человек, мы этот конкурс не проводим», — улыбался Алексей Владимирович.
Люксмебург в Евросоюзе был 15 лет. У него был самый невесомый голос (1), в то время как у других стран — выше и что самое главное четные голоса (4 и 2). Квота за принятия решений составляла 12 голосов. Таким образом, не «существовало не единой потенциальной ситуации, когда голос Люксембурга мог что-то решить».
Удивительно, но есть случаи, когда открытие дополнительной дороги не разрешает проблему пробок. Это тоже теория игр. Алексей Савватеев привел доступный и понятный пример своего родного дома — Метрогородка, где Открытое шоссе, ставшее популярным, перестало быть быстрой дорогой к ВДНХ. Пробки теперь были на двух дорогах, и там, где раньше доезжали за 20 минут, путь стал составлять все 50. Это называется парадокс Брайерса, и, по словам Савватеева, в Москве уже давно применяют математику в дорожных вопросах.
«У нас такая же ситуация! У нас на севере дорогу открыли, и ничего не изменилось», — послышалось в зале. Наверное, от математика.
Алексей Савватеев рассказал очень много: о применении теории игр в новостях, выборах Дональда Трампа и русской классике (речь шла об «Игроках»). А также о том, как нужно менять образование в стране. У Алексея есть