Сюжет фильма не так прост, как может показаться в трейлере. Первая линия — пять инцидентов из жизни убийцы-маньяка Джека, история которых разворачивается в Америке 70-х годов. Вторая линия — разговоры с Вёрджем (как потом выяснилось, это Вергилий) об убийствах как о форме искусства. В финале две линии соединяются и Вергилий проводит Джека по кругам ада, попутно показывая рай с плугами.
А, подождите. Еще Джек купил участок и в течение всего фильма пытался возвести на нём дом, который неоднократно разрушал после строительства фундамента и стен. Джек — инженер, мечтавший быть архитектором. Обычный человек, мечтающий быть творцом.
Пища для размышлений
«Дом, который построил Джек» — не история маньяка-убийцы, а саркастический разговор художника с самим собой и своими критиками», — пишут в
Авторское высказывание
Все прекрасно понимают, что новый фильм Триера — это ответ на немые вопросы критиков, даже вызов. Это смех над зрителями, которые воспримут жестокость и насилие всерьез, не пытаясь следовать за мыслью художника. Триер анализирует себя, свое творчество: в фильме присутствуют кадры из его прошлых работ.
Главная роль
«Мэтт Диллон наконец-то нашел режиссера, достойного Фрэнсиса Форда Копполы и Гаса Ван Сента, с которыми он начинал карьеру, и сыграл роль, превосходящую любые ожидания. Как это бывает у Триера, все усилия сконцентрировались на одном артисте и персонаже, но зато его работа — подлинный шедевр», — пишет Антон Долин в
Джек в исполнении Мэтта Диллона — это не традиционный штамповый безумный маньяк, а убийца, даже художник, которого весь фильм хочется понять.
Натурализм
Критики хвалят работу оператора и исполнителя главной роли, а к самому Триеру выдвигают претензии в стиле: «Где рост? Мы так и останемся на месте?».
«Любитель фраппировать всякого рода натурализмом фон Триер в «Доме» не превосходит самого себя ни с точки зрения художественного эпатажа, ни с точки зрения в целом художественности», — пишет Наталья Григорьева в
Отсутствие художественной сложности
Как мы уже говорили, отсылок в фильме множество. Но все они показаны прямолинейны.
«Впрочем, никаких сложных, зашифрованных метафор на экране нет — в этот раз Триер предельно прямолинеен, несмотря на многочисленные референсы, всплывающие то и дело картины Уильяма Блейка, Климта, Гогена, Мунка, вставки из исторической хроники, отсылки к Кассаветису и Пазолини, музыкальные аллюзии, в конце концов, «Божественную комедию», на вольную экранизацию которой режиссер претендует в финале, облачая Джека в красный халат с капюшоном и называя последнюю главу «Сошествие в ад», — пишут в
Месть режиссера
Рассматривать данный фильм, не ссылаясь на личность режиссера, неправильно. Но критики сходятся во мнении, что ленты Триера — это всегда вызов или даже месть искусству.
«Как в «Танцующей в темноте» Триер за что-то мстил жанру мюзикла, так и теперь он развинчивает и доводит до зловещего абсурда жанр триллера-хоррора. При этом не забывает показать, что сам он мог бы владеть этими искусствами в совершенстве: в неуклюже слезливой «Танцующей…» есть один, но образцовый эпизод «чистого жанра», а структурно неказистый «Джек…» завершается инфернальной фантасмагорией, реально захватывающей дух», — пишет
Критики рассказывает, что в своих интервью Триер ссылался на два триллера, где процесс убийства уподоблялся вдохновению творца.
«Молчание ягнят» (1991) — известный американский триллер с Энтони Хопкинсом и Джоди Фостер в главных ролях. Агент ФБР пытается найти серийного убийцу, обращаясь за помощью к убийце-каннибалу.
«Семь» (1995) — еще один триллер, в этот раз в главных ролях — Бред Питт, Морган Фримен, Гвинет Пэлтроу и Кевин Спейси. Полицейские ищут серийного маньяка, который убивает в соответствии с семи смертными грехами.
Редакция портала ВТамбове не советует ходить на новый фильм Ларса Фон Триера законченным реалистам, романтикам и детям (на фильм пускают только совершеннолетних). Подобно совершающему убийства Джеку, относитесь к фильму как к авторскому высказыванию или если хотите — искусству.
Фото: Кинопоиск