Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies. Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс). Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
Согласен
vtambove.ru
Убийства под разговоры с Вергилием. «Дом, который построил Джек» – это искусство? 18+ Эра постмодернизма – это бесконечные отсылки к любым формам искусства – каноническим и даже сомнительным. Филологи, объясняя возникновения постмодернизма, говорят о том, что творцы выдохлись – ничего нового придумать невозможно, поэтому приходится обращаться за старым. Если вы читали «Улисс», то знаете, что его невозможно понять, не зная «Одиссеи». Фильм Ларса фон Триера, не читая «Божественной комедии» понять, конечно, можно, тем более он сам не прочь поразмышлять над природой искусства. Только относиться к этим размышлениям всерьез не стоит. Ларс Фон Триер – антагонист сладкого Голливуда. Критики сообщают, что после крайнего фильма датского режиссера его объявили персоной «нон-гранта» и не пускали в «приличное общество», под которым мы, конечно, понимаем Каннский фестиваль. Если соберётесь на «Дом, который построил Джек», хотя бы посмотрите предыдущие работы Триера, иначе вы определенно не будете понимать, с чем столкнетесь. «Танцующая в темноте», «Нимфоманка», «Меланхолия», «Антихрист» - примерный список того, что поможет вам разобраться в мыслях режиссера.

Убийства под разговоры с Вергилием. «Дом, который построил Джек» – это искусство? 18+

12 декабря 2018, 14:31
Убийства под разговоры с Вергилием. «Дом, который построил Джек» – это искусство? 18+
Фото: Кинопоиск
Эра постмодернизма – это бесконечные отсылки к любым формам искусства – каноническим и даже сомнительным. Филологи, объясняя возникновения постмодернизма, говорят о том, что творцы выдохлись – ничего нового придумать невозможно, поэтому приходится обращаться за старым. Если вы читали «Улисс», то знаете, что его невозможно понять, не зная «Одиссеи». Фильм Ларса фон Триера, не читая «Божественной комедии» понять, конечно, можно, тем более он сам не прочь поразмышлять над природой искусства. Только относиться к этим размышлениям всерьез не стоит.
Ларс Фон Триер – антагонист сладкого Голливуда. Критики сообщают, что после крайнего фильма датского режиссера его объявили персоной «нон-гранта» и не пускали в «приличное общество», под которым мы, конечно, понимаем Каннский фестиваль. Если соберётесь на «Дом, который построил Джек», хотя бы посмотрите предыдущие работы Триера, иначе вы определенно не будете понимать, с чем столкнетесь. «Танцующая в темноте», «Нимфоманка», «Меланхолия», «Антихрист» - примерный список того, что поможет вам разобраться в мыслях режиссера.

Сюжет

Сюжет фильма не так прост, как может показаться в трейлере. Первая линия — пять инцидентов из жизни убийцы-маньяка Джека, история которых разворачивается в Америке 70-х годов. Вторая линия — разговоры с Вёрджем (как потом выяснилось, это Вергилий) об убийствах как о форме искусства. В финале две линии соединяются и Вергилий проводит Джека по кругам ада, попутно показывая рай с плугами.

А, подождите. Еще Джек купил участок и в течение всего фильма пытался возвести на нём дом, который неоднократно разрушал после строительства фундамента и стен. Джек — инженер, мечтавший быть архитектором. Обычный человек, мечтающий быть творцом.

За что хвалят

Пища для размышлений

«Дом, который построил Джек» — не история маньяка-убийцы, а саркастический разговор художника с самим собой и своими критиками», — пишут в GQ. Конечно, всю ленту не прекращаются разговоры о природе творчества, возникновении насилия, нацизме и славе. В фильме сменяют друг друга репродукции великих художников, интересные факты: то о дубе Гете в Бухенвальде, то о том, как гниет виноград для вина.

Авторское высказывание

Все прекрасно понимают, что новый фильм Триера — это ответ на немые вопросы критиков, даже вызов. Это смех над зрителями, которые воспримут жестокость и насилие всерьез, не пытаясь следовать за мыслью художника. Триер анализирует себя, свое творчество: в фильме присутствуют кадры из его прошлых работ.

Главная роль

«Мэтт Диллон наконец-то нашел режиссера, достойного Фрэнсиса Форда Копполы и Гаса Ван Сента, с которыми он начинал карьеру, и сыграл роль, превосходящую любые ожидания. Как это бывает у Триера, все усилия сконцентрировались на одном артисте и персонаже, но зато его работа — подлинный шедевр», — пишет Антон Долин в Медузе.

Джек в исполнении Мэтта Диллона — это не традиционный штамповый безумный маньяк, а убийца, даже художник, которого весь фильм хочется понять.

За что ругают

Натурализм

Критики хвалят работу оператора и исполнителя главной роли, а к самому Триеру выдвигают претензии в стиле: «Где рост? Мы так и останемся на месте?».

«Любитель фраппировать всякого рода натурализмом фон Триер в «Доме» не превосходит самого себя ни с точки зрения художественного эпатажа, ни с точки зрения в целом художественности», — пишет Наталья Григорьева в Независимой газете.

Отсутствие художественной сложности

Как мы уже говорили, отсылок в фильме множество. Но все они показаны прямолинейны.

«Впрочем, никаких сложных, зашифрованных метафор на экране нет — в этот раз Триер предельно прямолинеен, несмотря на многочисленные референсы, всплывающие то и дело картины Уильяма Блейка, Климта, Гогена, Мунка, вставки из исторической хроники, отсылки к Кассаветису и Пазолини, музыкальные аллюзии, в конце концов, «Божественную комедию», на вольную экранизацию которой режиссер претендует в финале, облачая Джека в красный халат с капюшоном и называя последнюю главу «Сошествие в ад», — пишут в Независимой газете.

Месть режиссера

Рассматривать данный фильм, не ссылаясь на личность режиссера, неправильно. Но критики сходятся во мнении, что ленты Триера — это всегда вызов или даже месть искусству.

«Как в «Танцующей в темноте» Триер за что-то мстил жанру мюзикла, так и теперь он развинчивает и доводит до зловещего абсурда жанр триллера-хоррора. При этом не забывает показать, что сам он мог бы владеть этими искусствами в совершенстве: в неуклюже слезливой «Танцующей…» есть один, но образцовый эпизод «чистого жанра», а структурно неказистый «Джек…» завершается инфернальной фантасмагорией, реально захватывающей дух», — пишет Валерий Кичин в «Российской газете».

 

С чем сравнивают

Критики рассказывает, что в своих интервью Триер ссылался на два триллера, где процесс убийства уподоблялся вдохновению творца.

«Молчание ягнят» (1991) — известный американский триллер с Энтони Хопкинсом и Джоди Фостер в главных ролях. Агент ФБР пытается найти серийного убийцу, обращаясь за помощью к убийце-каннибалу.

«Семь» (1995) — еще один триллер, в этот раз в главных ролях — Бред Питт, Морган Фримен, Гвинет Пэлтроу и Кевин Спейси. Полицейские ищут серийного маньяка, который убивает в соответствии с семи смертными грехами.

Мнение редакции

Редакция портала ВТамбове не советует ходить на новый фильм Ларса Фон Триера законченным реалистам, романтикам и детям (на фильм пускают только совершеннолетних). Подобно совершающему убийства Джеку, относитесь к фильму как к авторскому высказыванию или если хотите — искусству.

Фото: Кинопоиск