Италоамериканец Тони «Болтун» Валлелонга нанимается водителем к чернокожему пианисту Дону Ширли. Все бы ничего, но на дворе — 1956-й, а путешествие ведет двух американцев вглубь юга Соединенных Штатов. В помощь Болтуну дают зеленую книгу — своеобразный путеводитель для чернокожих путешественников с наименованием отелей и заведений общепита, где ИМ МОЖНО находиться. Во время поездки пианист и бывший вышибала сближаются, помогают друг другу разобраться в себе и становятся друзьями.
Кстати, история более чем реальная, хоть и полна художественного вымысла. Реальный Тони даже снимался в кино в массовках, а его сын был соавтором сценария для данного фильма.
Но почему небогатый на сюжетные повороты фильм удерживает зрителя у экрана? На этот вопрос ответили кинокритики. Среди прочих картин этого претендента на «Оскар» они считают наиболее симпатичным.
Язык искусства
История, разворачивающаяся в «Зеленой книге», разительно отличается от картин, созданных в подобной тематике. В ней есть музыка. Дон Ширли — пианист, закончивший Ленинградскую академию. Притяжение между главными героями, как считают критики, возникает именно благодаря музыке. Ведь искусство — универсальный язык.
«Вероятно, будь Дон юристом, медиком или ученым, сюжет бы не имел шансов сложиться. Язык искусства — универсальное средство связи, налаживающее контакт даже там, где на него нет ни малейшей надежды. Музыка — великий утешитель, позволяющий хотя бы на время концерта забыть о ненависти и презрении; слушая трио Дона Ширли, бывшие плантаторы в белых пиджаках замирают, как кролики перед удавом. Потом наступает время антракта, и виртуозу запрещают зайти в хозяйскую уборную — для него во дворе есть сортир попроще», — пишет
Актеры
Многие из зрителей пошли на фильм, увидев Виго Мортенсена на афише. Актер номинирован на «лучшую мужскую роль» и есть за что. Хотя бы за то, что ради роли он набрал 20 килограммов.
Махершала Али, ставший известным после «Лунного света» и успевший сняться в третьем сезоне «Настоящего детектива», номинирован на «лучшую мужскую роль второго плана». Критики утверждают, что во всех трех названных картинах он абсолютно разный.
Да и вообще симбиоз Мортенсена и Али в «Зеленой книге» — настоящий плюс картине. Огромный и жирный.
«Это умное и тонкое кино виртуозно прячет сложность поставленных проблем под обаятельной жанровой оболочкой. Одновременно road movie и buddy movie, фильм по реальным — далеко не общеизвестным — событиям, с двумя прекрасными актерами: поражаешься и актерскому диапазону недавно открытого миру Махершалы Али (в «Лунном свете» и «Настоящем детективе» он совсем другой), и неисчерпаемым талантам Вигго Мортенсена, набравшего для роли 20 килограммов и изобразившего итальянца из Бронкса не менее убедительно, чем когда-то в «Пороке на экспорт» — прописавшегося в Лондоне эфэсбэшника», — хвалит актеров
Глубокая мысль
Большинство критиков сходятся во мнении, что расизм, как заглавная тема фильма, не оправдывает его идею. Скорее речь в целом о людях, о ЧЕЛОВЕКЕ, о том, кто имеет право им называться, о толерантности и ее сути.
«Но сообщить в 2018 году, что расизм это плохо — не единственная задача Фаррелли и даже, страшно сказать, не главная, хотя в его благих намерениях не усомниться. Чем уродливее общество, тем красивее на этом фоне отдельные люди, и «Книга» — прямолинейный, превосходно сделанный, в лучшем смысле попсовый гимн человеческому достоинству и человеческой эмпатии. Фильм, конечно, никого всерьез не обличает: он льстит нам как виду — и так умело, что ему невозможно, не хочется сопротивляться», — пишет
Неправдоподобность
Сказка о расизме — словосочетание, которые мы добавили в название нашего материала. С одной стороны этим определением мы хотим показать, что многие критики ругают фильм за неправдоподобность. С другой стороны — похвалить эту неправдоподобность, считая, что в наш век увидеть на экранах сказку — очень даже неплохой сюрприз.
«Сюжет с переворотом сознания персонажей всегда предсказуем, и это не отнесешь к недостаткам картины: здесь драматизм процесса важнее заранее очевидного результата. Более того, сама очистительная функция такого кино неотрывна от нашего предвкушения финала, который всю перевернутую мебель в доме расставит по своим местам, свершит справедливый суд, и все плохие парни станут хорошими», — считает
Стандартность
А вот еще один минус картины, который многие критики, наоборот, выдают за плюс. Мы же так и не определились, к какой графе отнести данную характеристику, но так как «минусы» у нас провисают, решили записать сюда. «Зеленая книга» — фильм, сделанный по голливудским канонам. Кого-то от них уже тошнит, а кто-то по ним непременно ностальгирует.
«Зеленая книга» — пособие по сценарному мастерству и голливудским стандартам. Фаррелли (тот самый Фаррелли. Представляете, как это должно выглядеть? «Новый фильм от номинанта на премию «Оскар», режиссера фильмов «Тупой и еще тупее» и «Тупой и еще тупее-2»!») недаром снимал все эти 20 с лишним лет: фильм словно сделан под метроном, в нем нет ни одного неожиданного поворота, ни одной яркой детали, делающей историю о вынужденной дружбе несовершенной, осязаемой, недосказанной, неровной, удивительной и человечной. Заходят италоамериканец и афроамериканец в бар — что-то типа того. Так и устроены сезонные крауд-плизеры и фильмы, годами выигрывающие призы зрительских симпатий на народных фестивалях», — пишет
«Самолетом, поездом, машиной» (1987, США) — все, что хочет сотрудник рекламного агентства Нил Пейдж, — добраться до дома ко Дню благодарения и отведать фирменной индейки за праздничным столом. Но авиарейс из Нью-Йорка в Чикаго отменяют из-за плохой погоды, и Пейджу приходится добираться до дома на перекладных вместе с дураком-попутчиком — болтливым коммивояжером Делом Гриффитом.
«Шофер мисс Дейзи» (1989, США) — в основе сюжета непростые взаимоотношения богатой американки еврейского происхождения и её водителя-афроамериканца. Действие фильма происходит в Атланте в 50-е годы XX века, когда расовые предрассудки были ещё сильны. Мисс Дэйзи — вдова, чей сын настаивает на найме для неё водителя. Она противится изменениям в своей жизни, отказывается ездить куда-либо с новым водителем — Хоуком. Но со временем Хоук завоёвывает не только её расположение, но и дружбу. Фильм рассказывает о поисках взаимопонимания между двумя очень разными людьми. И поиски эти занимают без малого двадцать лет.
«1+1» (Франция, 2011) — пострадав в результате несчастного случая, богатый аристократ Филипп нанимает в помощники человека, который менее всего подходит для этой работы, — молодого жителя предместья Дрисса, только что освободившегося из тюрьмы. Несмотря на то, что Филипп прикован к инвалидному креслу, Дриссу удается привнести в размеренную жизнь аристократа дух приключений.
Мне очень понравилось фраза Антона Долина — «два часа перемирия», высказанная в рецензии. Действительно, посмотрев этот фильм, вы станете лучше, по крайней мере, в эти два часа. А если повезет, то спокойнее, терпеливее и толерантнее (в самом прямом смысле этого слова) по отношению к другим. Вердикт — «Зеленую книгу» точно стоит посмотреть.