Зрители в кинозале делятся на два типа: тех, кто знает, и тех, кто не знает, кто такой Тед Банди. Смотреть фильм, не будучи до конца уверенным в том, убийца он или нет, гораздо интереснее. Стали бы вы ему сочувствовать? Прониклись бы его речами? Позволили бы ему себя убедить?
В центре ленты — Тед Банди и его возлюбленная Элизабет — два полноправных героев картины. Теда через некоторое время после становления романтических отношений между героями обвиняют в нападении на девушку в Юте, потом в убийстве в другом штате, а смертный приговор он получает в Калифорнии — после первого транслируемого на всю страну суда.
Все это время Тед говорит о совей невиновности, а его подруга вместе со всей странной следит за развитием событий. Так кто же Тед — убийца или нет?
«Красивый, плохой, злой» — кинематографический дебют Джеймса Хетфилда, вокалиста и гитариста группы Metallica. Оригинальное название ленты — «Невероятно безнравственный, шокирующе злой и отвратительный». Премьера фильма состоялась в январе этого года на фестивале «Сандэнс» — одновременно с выходом на Netflix документального сериала «Беседы с убийцей: Записи Теда Банди», снятого тем же режиссером. В России фильм вышел в прокат с 23 мая.
Художественная интерпретация
Автор не задается вопросом: как выросло такое чудовище. Автор задается вопросом: как такое чудовище смогло очаровать столько людей? И что в современном ему мире в этом способствовало?
«Красивый, плохой, злой» — это не столько рядовой байопик об убийце, сколько психологическая драма о тяжелых отношениях. В стороне остаются убийства, детективная часть и уж тем более пугающие детальные подробности другой стороны жизни Банди. Хотя Берлингер и документалист, он не зарывается в архивах и не дотошничает с реконструкцией событий. Все это важно, но только как часть антуража, обернутого вокруг душераздирающей истории про ложь и страх разочарования в любимом человеке. И пусть этот фильм клеймят в упрощении реальной истории, простота конфликта здесь идет только на пользу концепции», — пишут на
Зак Эфрон
Положа руку на сердце, честно скажем, что Зак Эфрон, которого многие привыкли наблюдать в ролях «сладких мальчиков», ничуть не портит картину. Он харизматичен, но реален; очарователен, но вместе с тем невероятно странен. Примерно такое же впечатление производил настоящий Тед Банди.
«Дополнительные опасения вызывало то, что реального, непридуманного маньяка сыграл Зак Эфрон — 31-летний сладкий красавчик, начинавший в подростковых ромкомах и до сих пор с ними ассоциирующийся, несмотря на попытки расширить свое амплуа. Но Эфрон на удивление удачно вписался в нехарактерную для себя роль, и для этого ему даже не пришлось набирать вес, уродовать себя пластическим гримом или портить свою поистине голливудскую улыбку, как другим красивым актерам, играющим чудовищ», — пишет
Данная лента в отличие от похожих картин не ставит целью показать безнравственность убийцы, она ставит целью показать толпу, готовую быть одурманенной ловким и харизматичным маньяком , и главные в этой толпе вы, сидящие по ту сторону экрана.
«Фильм поднимает еще одну сложную тему — ответственности зрителя, симпатизирующего злу на экране. Главный герой — настоящий монстр, но за его приключениями очень интересно следить. И зрителю, как бы страшно это ни звучало, не захочется, чтобы они прекращались — даже если побочным эффектом будет умножение страданий и смертей», — пишет Егор Москвитин
Романтизация образа преступника
После выхода трейлера в адрес режиссера посыпались претензии — мол, главный герой уж слишком хорош. Его обвиняли в излишней романтизации образа серийного убийцы.
«Появившийся в сети трейлер полнометражной ленты сразу вызвал неодобрение в Штатах: в нем знаменитый садист и психопат с легкостью убегал от полиции, целовался со своей девушкой и подмигивал в камеру — и все это под игривую музычку, больше приставшую веселой плутовской комедии. На создателей посыпались обвинения в романтизации образа убийцы, и российское прокатное название, заменившее оригинальное «Невероятно безнравственный, шокирующе злой и отвратительный», их вольно или невольно подтверждает», — пишут в
Жертвам в фильме уделяется очень маленькое значение, скорее жертвами выступают американцы, следившие за судом по телевизору и симпатизировавшие убийце.
«Триллер документалиста Джо Берлингера, создавшего «Беседы с убийцей: Записи Теда Банди» (2019), нередко критиковали за симпатию к убийце. Мол, и жертвам внимания никакого, и сам маньяк харизматичнее остальных героев. Разумеется, ни о каком восхвалении и речи быть не может: «Красивый, плохой, злой» — вовсе не столь провокативный фильм. Но вот что здесь необычно, так это повествование от лица Лиз, возлюбленной Банди, которая переживает тяжелый внутренний конфликт», — пишут на
Неровное повествование
Претензия к композиции произведения стоит на двух полюсах. С одной стороны, Берлингер — документалист, и некоторые критики обвиняют его в отсутствии жизни в фильме. С другой стороны, обрывочность повествования отдаляет фильм и от документалистики.
«Проблема фильма, однако, в том, что, зная про героя своего фильма очень много, Берлингер пропускает целые куски, отчего события иногда выглядят плохо связанными между собой, или сознательно искажает факты, тем самым подогревая нездоровое желание узнать больше. После заключительных титров хочется немедленно скачать четырехсерийную документалку, чтобы заполнить пропуски. Если это и было целью стримингового сервиса, спродюсировавшего оба фильма, то остается только признать — сработало», — пишут в
Критикам не нравится и тот факт, что привязанность Теда к Элизабет была недостаточно укреплена. Слишком быстро уж Теда арестовали.
«А вот с построением сюжета всё же есть проблемы. С самого начала действие подаётся как бы с двух точек зрения: самого Банди и его возлюбленной Элизабет (Лили Коллинз). Авторы очень быстро проскакивают историю их знакомства и отношений и переходят сразу к арестам, судам и побегам подозреваемого. Параллельно они показывают смешанные чувства девушки: она не хочет верить, что близкий человек действительно может оказаться тем самым маньяком, которого ищет вся полиция», — пишут на
«Прирожденные убийцы», Оливер Стоун (1994) — фильм о паре серийных убийц Микки и Мэллори Нокс, колесивших по югу Америки в середине девяностых, совершивших десятки жесточайших убийств и ставших знаменитыми на весь мир. Фильм является сатирой на СМИ, которые широко используют насилие для повышения рейтингов, а также на современное общество в целом, где насилие и жестокость (особенно в семьях) приводят к появлению подобных «героев».
«Поймай меня, если сможешь» (2002), Стивен Спилберг, — повествует о реальных событиях из жизни Фрэнка Абигнейла — мошенника, который, скрываясь от уголовного преследования, Абигнейл проявил удивительные способности в перевоплощении, выдавая себя за пилота авиалиний, профессора социологии, врача, адвоката и т. п. Поймать мошенника смогли лишь в 1969 году во Франции.
«Тоня против всех», Крэйг Гиллеспи (2017), — американский биографический спортивный художественный фильм, в основе которого лежит история о фигуристке, считающей, что все средства хороши.
«Дом, который построил Джек», Ларс фон Триер (2018), — известный фильм датского режиссера, вышедший в прокат в 2018 году. У нас есть на него рецензия.
Редакция портала ВТамбове рекомендует посмотреть данный фильм. А потом выйти, вспомнить, что главный герой убил больше 30 женщин (это только те убийства, в которых он сознался) и осознать, насколько губительным может стать поверхностное суждение.