Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен
vtambove.ru
НН: Столица вязания, но не Рассказово… Оказывается, не только Рассказово носит звание самого вяжущего населенного пункта страны. Есть еще место на карте России, где теплый промысел помогает местным жителям выжить в непростых экономических условиях. И называется оно Ямбирно…

НН: Столица вязания, но не Рассказово…

25 ноября 2013, 10:44
НН: Столица вязания, но не Рассказово…
Фото: Марина Елютина
Оказывается, не только Рассказово носит звание самого вяжущего населенного пункта страны. Есть еще место на карте России, где теплый промысел помогает местным жителям выжить в непростых экономических условиях. И называется оно Ямбирно…

О ямбирнцах узнали недавно и случайно. В поисках информации об истории вязания, студенты ТГУ им. Г.Р. Державина (Рассказовское представительство) натолкнулись на любопытную статью, которая информировала об уникальных вязаных носках, и к удивлению речь шла не о рассказовских товарах.

Ямбирно – небольшое (всего 150 дворов) село в Шацком районе Рязанской области. Основано оно в конце 16-го века. Местные легенды гласят, что здесь погиб в бою татарский хан Бирн, здесь его могила или, как называли раньше, «яма». Отсюда и пошло название. 

В советское время местные жители работали в колхозе и на крахмальном заводе. А затем… И тут истории наших населенных пунктов сходятся. В начале 90-х годов прошлого века предприятия развалились, работать было негде. Местные мужики, которые покрепче, уехали на заработки, те, что послабее – взялись за рюмку, а женщины, чтобы выжить, вспомнили о давнем ремесле – о вязании. Этот промысел (причем со спицами сидели даже мужчины) был очень популярен в селе, настолько популярен, что прялки передавались по наследству.

Сырье для этого рода занятий имелось – в личных подворьях обязательно держали овец и коз. Вязали зимой, а летом – везли продавать по соседним селам-деревням, а то и подальше. Товар ямбирнцев даже справку имел – ее брали на ветстанции, мол, овечки были здоровы, так что владельцам носков опасаться нечего. 

А в лихие 90-е стали вязать и день, и ночь, в любое время года. Кому-то из местных жителей пришла в голову идея поставить возле дома табуретку и положить на нее пару носков: они вмиг были куплены проезжающими клиентами. И пошло-поехало… На трассу вышло все село (так, шутя, о себя говорят местные жители). За двадцать лет вязание на дому приобрело практически промышленные масштабы. Табуретку заменили «вешала» – деревянные стенды с носочно-чулочной продукцией.

Было время, когда вязальщицы возили свой товар для продажи в Москву, Санкт-Петербург и др. Но потом пришлось отказаться – слишком дороги оказались столичные квартиры. И снова вернулись на трассу, вдоль которой теперь растянулись многочисленные вешала.Так что носочных базаров, как в Рассказово, в Ямбирно нет (хотя администрация пообещала построить для «носочников» рынок). 

Местные вязальщицы, собираясь на торговлю, тоже встают рано: зимой утепляются, готовят горячие щи и запасаются чаем в термосе. Занимают место на обочине дороги: у каждого оно своё и передается по наследству. А развесив товар, начинают зазывать едущих в машинах клиентов – размахивая руками и громко крича: «Заехай-ка на минутку, возьми парочку!». Вместе с дальнобойщиками ямбирнские носки разъезжаются по всей России и даже за границу. 

О проблемах местные вязальщицы говорить не любят, хотя трудно им пришлось в борьбе за жизнь: в 90-е годы их атаковали рэкетиры («дань» платили!), потом стала навещать налоговая инспекция (пыталась перевести вязальщиц в разряд предпринимателей и обязать платить налоги), приглядывает и ГАИ (регулярно проводит разъяснительные беседы, чтоб на дороге вели себя «хорошо» - под машину не бросались). 

Вот так, простоят продавцы на дороге целый день – выхлопных газов нанюхаются, а заработают копейки: зимой товар хорошо идет, а летом торговля сходит на нет. Стоят ямбирнские носки столько же сколько и рассказовские – ручная работа 120 рублей (если на взрослого), а детские и того меньше – 50 – 60 рублей.

Рассказово ямбирнцы хорошо знают: как перестали разводить овец и коз, стали ездить к нам за пряжей. Пряжу они скручивают в тройную нитку (делают это на прялках), добавляют капроновую нить, чтобы носки носились дольше, а потом, как рассказовцы, валяют носочки в стиральных машинах – недолго, всего несколько минут, чтобы пряжа распушилась.

- Когда мы узнали о Ямбирно, то тут же решили связаться с жителями Щацкого района и села, - говорит студентка ТГУ им. Г.Р. Державина Наталья Тетушкина. – Что и сделали. На наше письмо откликнулись и сотрудники местного Историко-культурного центра. Мы обменялись информацией о наших насланных пунктах, рассказали друг другу об истории вязания. Можно сказать, подружились. Принято решение обменяться и главными брендами – носками. 

Директор Историко-культурного центра Щацкого района Любовь Яценко сообщила о том, что их вязальщицы работают над специальным, оригинальным, подарком для рассказовцев.

- В Шацком районе вязание всегда было широко распространено, - говорит Любовь Петровна. - Шерсть, остававшаяся после стрижки овец, служила материалом для вязания. Стараясь разнообразить украшение изделий, жители стали вывязывать на них различные узоры. Самый древний орнамент геометрический, составленный из точек, полосок, штрихов. С появлением цветных ниток вещи, выходившие из-под спиц ямбирнских мастериц, стали более яркими и нарядными. В прошлом каждый элемент орнамента или узор в целом имел определенный смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Наиболее распространенными после геометрического считаются растительный орнамент, основными мотивами которого выступают стилизованные цветы, побеги и листья, и животный, изображающий зверей, птиц и насекомых. 

Традиционными рассказовскими носками ямбирнцев не удивишь, так что студенты ТГУ им. Г.Р. Державина тоже решили сделать оригинальный подарок – в Рязанскую область отправились декоративные носочки под названием «Привет из Рассказова».

Это авторская работа студентов-державинцев, которая появилась благодаря творческому конкурсу «Согреем души» - конкурсу на самый оригинальный носок (он проходил в городе в мае этого года). Такие «приветы» уже хранятся в домашней коллекции известных земляков (например, у народного артиста России Александра Ленькова, изобретателя Владимира Глазкова) и гостей города (у корреспондента всероссийской медицинской газеты А. Хисамова и др.). 

Эти работы – и рассказовцев, и ямбирнцев – станут музейными экспонатами: пополнят фонды Историко-культурного центра Щацкого района Рязанской области и Музея носка г. Рассказово.

Марина ЕЛЮТИНА