«Хаски» – первая тамбовская чирлидинг-команда, которая существует уже больше двух лет. На счету спортсменов десятки выступлений и столько же первых мест. В связи с выдающейся победой на международных соревнованиях Moscow Games, портал ВТамбове решил встретиться с представителями команды и узнать, что же это за спорт такой и как прошли соревнования. На наши вопросы отвечает Алексей Осадчий, чирлидер команды «Хаски».
– Расскажи, пожалуйста, про этот фестиваль? Как вы на него попали?
– Moscow Games – это международный фестиваль студенческого и молодёжного спорта. Там были разные виды спорта: регби, футбол, хоккей, настольный теннис, много чего ещё – в том числе чирлидинг. Попали мы туда по приглашению Федерации черлидинга России.
– Чирлидинг уже считается спортом?
– Да, за него официально дают разряды.
– И в России есть спортсмены-чирлидеры с разрядом?
– Да, самый большой разряд у нас в России это КМС, кандидат в мастера спорта по чирлидингу. Мастеров спорта у нас нету, хотя должны быть, но, к сожалению, нет судей с такой квалификацией.
– То есть, чтобы получить «мастера», надо ехать за границу?
– Пока да, у нас в России пока нет возможности присуждать высший разряд.
– А расскажи про себя. Ты занимаешься каким-то видом спорта кроме чирлидинга? Может, разряд есть в чём-то?
– Нет, разряда никакого нет, всё чисто условно и для себя. Как пришёл в команду, я из спорта не занимаюсь ничем, кроме чирлидинга. До этого, да, занимался плаванием. Чем я только не занимался, если честно. Такой списочек можно составить: футбол, карате, дзюдо, даже музыкальная школа по классу баяна. Чего только не было!
– А как ты в чирлидинг попал?
– Год назад моего хорошего друга пригласили в команду, говорят, приходи, попробуйся. Ну, собственно, он мне предложил: «Пошли вместе!» Почему нет? «Хаски» – это же классно! Пришли, попали, прижились. Мне всё нравится.
– Друг тоже попал?
– Да-да-да, мы вместе!
– А как с институтом? Наверняка есть преподаватели, которые говорят: «О, ты в «Хаски», держи «пять» автоматом!», и те, кто всё же акцентирует внимание на учёбе.
– Увы, нет таких, кто говорит: «Хаски» – «пять» тебе!» По крайней мере, у меня. «Чем ты там занимаешься? А кто такие «Хаски», что они делают?» Есть такие преподаватели, кто вообще не в курсе того, кто мы и чем занимаемся. Есть преподаватели, которые говорят, что «вот пляшешь-пляшешь, а тебе учиться надо!» Ничего против они не имеют, «занимайся ради бога, но и по предмету моему не отставай».
– Мы немного ушли от темы. Какие соперники вам попались на Moscow Games?
– Было 10 или 11 команд, не скажу точно. Команды были из разных городов: Воронежа, Москвы. Грубо говоря, с каждого института было по одной команде.
– Сильные были соперники?
– Нууу… (улыбается) Не знаю…
– Видимо, не очень.
–- Мы же «Хаски».
– То есть вы были уверены в победе, когда ехали на соревнования?
– Нет, не уверены. Мы впервые попали на Moscow Games, то есть мы вообще не знали, что там нас ждёт, какие команды, какая будет организация – мы не знали абсолютно ничего. Когда уже мы приехали, потренировались, прошли генеральный прогон, мы увидели, что у нас есть хорошие шансы на победу, что мы можем это сделать.
– А чем ваш номер отличался от номеров соперников?
– Может быть, преимущество было в технике исполнения и сложности элементов – у нас было гораздо больше сложных пирамид. У нас были разнообразные переходы, много акробатики, чего крайне не хватало в других командах.
– Что вам дала победа?
– Нереальный эмоциональный подъём! И нас пригласили на «Moscow Games – 2016». Пришло письмо с благодарностью на имя ректора с просьбой, что «ждём вас на «Moscow Games – 2016».
– Говоришь, эмоции были невероятные?
– Ещё бы! Чемпионы, Moscow Games, международные соревнования! Было нечто. Мы просто улетели в небеса куда-то! Такой был подъём командного духа!
– Кстати, насчёт командного духа, «Хаски» вместе учатся, тренируются, выступают и даже летом на море ездят вместе. Как вам удаётся поддерживать такую сплочённость?
– Мы большая семья. Мы приходим на тренировки и первым делом обнимаемся. Мы переживаем друг за друга, помогаем друг другу. Такая обстановка в команде, такая атмосфера царит. Я счастлив, что попал в эту команду. Очень классные ребята.
– У вас есть свои «фишки», традиции?
– Да, есть! Перед выступлениями мы обычно собираемся все вместе в большой круг, кричим либо кричалки свои, либо просто «Хаски» например, или ещё что-нибудь. У нас есть разные слоганы. Это просто невероятный эмоциональный подъём, весь страх уходит. Если до этого боялся, переживал, то после – никакого страха, идёшь на сцену с хорошим настроением, с улыбкой до ушей, рвать соперников.
– Для чирлидеров трясущиеся коленки на выступлении, очевидно, не в плюс. Есть ли у тебя какие-то личные способы побороть волнение?
– Первые выступления были волнительными: столько глаз на тебя смотрят. Тогда переживал немного. Пытался справиться, может, не всегда получалось. Настраиваешь себя, что ты должен это сделать. Неважно кто, что, где. Ты должен это сделать, ты обязан это сделать. И ты идёшь и делаешь, всё. Не обращая внимания ни на что – ни на страх, ни на волнение. А сейчас опыта побольше и страха как такового нет, я знаю, что я должен делать, я знаю, что я смогу это сделать, я иду и делаю это.
– А как прошло ваше выступление на Moscow Games?
– Выступали мы восьмыми, если я не ошибаюсь, ждали этого очень долго. Мы прокричали перед выходом кричалку. Когда выходили, поддержка была невероятная. Зрители скандировали «Там-бов! Там-бов!», там были ребята из московских команд, с которыми мы познакомились на чемпионате России, на соревнованиях ЦФО, они нас поддерживали. Выступили, как смогли, но места было мало, и поэтому не обошлось без косяков. На акробатике двое влепились друг в друга, обошлось без травм, и выглядело всё так, что так и должно быть, они очень классно разбежались, профессионально не подали вида. И когда мы уходили, поддержка снова была невероятная: «Там-бов! Хас-ки!». Легче выступать, когда так поддерживают. Долго ждали результатов – чирлидеров награждали в последний момент. Стоим, ждём, переживаем: «Какое же мы место заняли? Хоть бы в тройку войти». Начали награждать с третьего места. Третье место – не наше. Второе место – тоже не мы. И первое место резко: «ТГТУ, «Хаски!» И просто взрыв! Побежали на сцену за кубком, за медалями. Невероятно счастливые, радостные. Как-то так.
– Как вас в Тамбове встретили?
– Нас пока не встречают толпы людей и фанатов. Хотелось бы, но нет (смеётся). Встретились, порадовались. Вчера было награждение у ректора: поздравил, пожелал новых побед, пожал руку. И всё, собственно. Когда ещё руку ректору пожму?
– По идее, чирлидеры – это группа поддержки спортивных команд. А вы выступаете автономно, так?
–Мы выступаем как отдельный спорт. У нас команда чисто по чирлидингу, мы не группа поддержки, а полноценная команда для выступления на соревнованиях.
– Расскажи про тренировки, часто занимаетесь?
– Перед соревнованиями мы тренируемся каждый день, прогоняем программу. В обычные дни мы собираемся три раза в неделю. Разминка, силовые упражнения, тренировка самих элементов – на всё не меньше трёх часов.
– Какие планы у тебя на чирлидинг?
– Честно, не знаю, насколько профессионально получится уйти в этот вид спорта. Он не до такой степени развит в нашей стране. Скорее всего, пока я учусь, пока мне это нравится, буду заниматься. Там видно будет. Пока я не вижу себя в будущем профессиональным чирлидером. Может, в будущем мое мировоззрение поменяется, но пока нет. Я помимо чирлидинга активно занимаюсь студенческой жизнью: я руководитель волонтёрского сектора, заместитель профорга института, один из организаторов студенческого актива, там очень много всего. Думаю, дальше я пойду в административную деятельность, это более привлекательные для меня вещи.
– А какие планы у команды? Может, грядут новые соревнования?
– Пока никаких планов нет, готовимся к соревнованиям в ЦФО по чирлидингу. Они будут весной, где-то в апреле. Предположительно, они будут проводиться в Тамбове, но точно пока ещё не известно. Были планы в Питер съездить в ноябре на соревнования, проводимые питерской Федерацией чирлидинга, но пока ничего конкретного не скажу. Пока у нас общие силовые тренировки, чтобы потом нам было легче поднимать девочек и стоять в «пирамидах». Сейчас наши тренировки направлены на это.
– Видела, что вы в команду ищете новых участников. Расскажи, какие требования?
– Нам нужны ответственные люди, готовые расти, побеждать, которые по-настоящему хотят этим заниматься. Конечно, акробатическая, гимнастическая подготовка приветствуется. Девчонки нам нужны с растяжкой, потому что очень много элементов связанных со шпагатом, выбросами. Красивые девчонки нам нужны (смеётся). А парни – с хорошей акробатической подготовкой, хотя мы всему научим, главное – желание, тогда все будет супер.
– А в чём проявляется рост над собой? Как конкретно ты это почувствовал?
– Борьба с внутренним собой. Например, лень, очень не хочется идти на тренировку, устал, ничего не успеваешь, но нет, ты идёшь на тренировку и делаешь всё, что тебе говорят. Преодолеваешь себя, преодолеваешь свой страх. Сказали, например, что я должен научиться прыгать рондат-фляк, я беру и в свой единственный выходной довариваюсь с рассказовской спортшколой, и еду туда учиться акробатике. Специально ради этого элемента. Правда, потом я получил травму и больше не прыгаю, но всё-таки не каждому захочется в выходной встать с утра пораньше, поехать на вокзал, в Рассказово, и два часа отрабатывать элемент. И научиться ему. Победить себя, так сказать. Есть рост, есть развитие. И каждый раз становится проще и легче, и уже нет каких-то преград, которые ты не мог бы преодолеть.
В последнее время я начал считать, что нет слова «не могу», есть слово «не хочу». Если ты хочешь этого, ты этого добьёшься. Нам нужны сильные ребята, сильные духом. Нужно быть крепким и морально, и физически, нужно быть готовым «держать удар». А вообще «Хаски» – это большая семья, и в ней невероятно приятно находиться.
Фото: vk.com/huskytstu