Сразу оговорюсь, что в тексте встретится много замысловатых и непонятных обывателю слов и терминов. Их значение вы можете найти в сноске «Для справки». А теперь вернемся к нашему герою.
За плечами у Геннадия Мещерякова 350 прыжков с парашютом, а теперь он попробовал и самый экстремальный и опасный из всех возможных видов парашютных прыжков. Это бейсджампинг. По сути — такой же прыжок с парашютом, только не с самолета, а с очень высокого статичного объекта. Например, со скалы. Чтобы осуществить свою мечту, Геннадию даже пришлось поехать в Италию. В Тамбове просто нет подходящих мест для такого вида спорта. Поэтому свои первые бейс-прыжки он сделал с горы Санта-Бренто в обществе опытного инструктора из Санкт-Петербурга.
— Как так случилось, что вы решили прыгнуть бейсджамп? Почему? Кто вам подал эту идею?
— Идея возникла 4 года назад, когда я случайно в интернете наткнулся на группу, которая приглашала попрыгать бейс. Я списался. Но на тот момент у меня было недостаточно опыта в прыжках на парашюте типа крыло. А это было обязательным условием — необходимо минимум 200 прыжков скайдайва на куполе типа крыло. Поэтому я начал усиленно прыгать на дропзоне в Грязях. То есть я понял, что это моя тема и я обязательно к ней когда-нибудь приду. Сделал 200 прыжков, набрался опыта. И так совпало, что как раз в этот период набиралась группа для поездки и обучению бейсджампингу в Италию. Хотелось совместить: чтобы всё вокруг было красиво, красивые горы, красивое место, удобный экзит. И всё это совпало в одном месте в одно время.
— А вы один туда поехали или с друзьями?
— Один не поедешь. Потому что первоначальные прыжки делаются только с инструктором. То есть я списался с питерским инструктором. Зовут его Николай Михалевич. Опытный бейсджампер. Мы с ним списались. Ещё два приятеля его поехали, тоже с Питера. Мы собрались, определили дату и поехали. То есть обучаться в любом случае нужно с инструктором. Один ты не прыгнешь никак бейсджампинг.
— Какие эмоции вы почувствовали, когда первый раз подошли к краю отвесной скалы, с которой вам предстояло прыгнуть?
— Первый день мы залезли на экзит. Экзит — это точка, с которой бейсджампер выполняет свой прыжок. Зашли на экзит. Конечно, ощущения сумасшедшие. Во-первых, просто к краю подходить страшно, уже начинают трястись руки, ноги. А смотреть вниз ещё страшнее. Ребята в первый день сделали по прыжку. А я не успел, потому что погода испортилась. Но я уже как бы имел представление о том, как все это будет выглядеть, и просто психологически себя настраивал на этот момент. Но страх — да. Страх сковывает. Но основное в бейсджампинге — это преодолеть свой страх. Если ты в скованном состоянии прыгаешь, то легко убраться, как говорят.
— Но на следующий день-то вы всё-таки прыгнули? Какие ощущения были после первого прыжка?
— На второй день мы тоже не прыгнули, потому что три дня шел дождь. Только на четвертый день погода наладилась, мы поднялись в гору, и я сделал свой первый прыжок «ассист». Это тот вариант, когда инструктор держит вытяжной парашют и стреньгу…Подходить было, да, страшно. После прыжка, когда купол раскрылся, были эмоции…но, честно скажу, я ожидал, что эти эмоции будут намного ярче. Может быть, я перегорел те дни, в которые ждал, когда я прыгну, готовился к этому. И как-то я был слегка даже расстроен, что я не получил тех ощущений, на которые надеялся. Но это прыжок «ассист». В первый день я сделал три прыжка «ассист», почувствовал, что я готов к фрифолу. То есть там главное отработать отделение, чтобы не было завалов, ни на голову чтобы не встать, ни налево, ни направо. И на следующий день мы опять поднялись в гору, и я четвертый прыжок уже прыгнул фрифол. Вот когда я прыгнул фрифол — 5–6 секунд я, наверное, пропадал максимум, открылся… Вот здесь эмоции просто они захлестывали. Потому что из тебя вырывается всё, что накопилось, всё что было. Реально, наверное, до посадки визжал, кричал, ругался по-всякому. Вот здесь — да! Эмоции были очень сильные.
— Вы упоминали про прыжки «ассист» и фрифол». Что это такое?
— Первые прыжки выполняются по системе «ассист». То есть инструктор держит в руках вытяжной парашют — медузу и стреньгу. От спортсмена нужно только правильно отделиться и ждать, когда откроется купол. Инструктор держит до последнего момента, пока открывается ранец и пошел основной парашют. После этого он бросает медузу, и купол наполняется.
После выполнения нескольких прыжков с системой «ассист» выполняется основной прыжок — «фрифол». То есть когда медуза находится у нас в кармане ранца. Спортсмен просто готовится на экзите. Когда он готов, даёт себе отчет, затем говорит: «Реди, сет, гоу!», - толкается, падает и выбрасывает медузу.
— А есть ли отличия в снаряжении для скайдайва и бейсджампинга?
— Конечно. Бейс-система отличается от системы для скайдайва. Сейчас я вам расскажу некоторые особенности. Принцип основной что на бейс-системе, что на скайдайверской — одинаковый абсолютно. Стропы, ранец, вытяжной парашют, стропы управления, вытяжной парашют, стреньга — тут всё то же самое. Ноесть и отличия. В бейсе нет запасного парашюта. Там в ранце у нас находится только основной купол, потому что не имеет никакого смысла таскать с собой лишний груз, у тебя не будет просто возможности им воспользоваться. В скайдайверской системе также есть страхующий прибор, который в случае потери сознания или ещё каких-то экстремальных ситуаций открывает запаску. Также в скайдайверской системе есть подушка отцепки — для отцепки основного купола и кольцо для раскрытия запасного парашюта. В бейсджампинге этого нет. Там есть подушка отцепки — на случай если ты повис где-то на скале или на каких-то деревьях, или на препятствиях. Чтобы можно было из него выпутаться, применяется отцепка. Только в этих случаях. Также в скайдайверской системе есть страхующий прибор, а в бейс-системе его нет.
— Сколько раз вы успели прыгнуть за эту поездку?
— 15 прыжков я сделал, если считать и ассист и фрифол.
— А все последующие прыжки после первого фрифола как менялись ваши ощущения?
— Естественно, с каждым прыжком опыта набираешься. Начинаешь понимать, где ты допустил какую-то ошибку, где ты что-то неправильно сделал. И. соответственно, с каждым прыжком всё спокойнее и спокойнее к экзиту подходишь. То есть уже нет этой тряски, ты только думаешь о том, как всё правильно сделать, выполнить задание, стараешься подальше пролететь в тречке, падать побольше. То есть начинаешь уже видеть высоту. Потому что первые прыжки… В скайдайве мы прыгаем с прибором, с высотомером, например, есть задание открыться на 1000 метров, посмотрел — 1000 метров есть, бросил медузу, повис. Здесь же нет высотомеров — ни электронных, ни цифровых — никаких. Здесь высотомер в голове. А чтобы он в голове появился, нужен опыт. Вот где-то уже к десятому прыжку я начал понимать, сколько мне осталось, безопасно это или небезопасно. То есть вот эти моменты пришли уже с опытом.
— А чего категорически нельзя делать в бейсджампинге?
— Первоначально нельзя заваливать отделение. То есть от отделения всё зависит. Ты должен грамотно отделиться, там есть установка такая для того, чтобы правильно падать в коробочке. Представляешь, что ты как бы пытаешься запрыгнуть на турник, смотришь вверх, выше горизонта, то есть и сам прыжок получается у тебя градусов под 45–50 вверх. Тогда ты стабильно падаешь. Если вдруг ты прыгнул не так, тебя может поставить на голову перевернуть. А стена рядом абсолютно. То есть ты можешь развернуться и тут же удариться в стену. Это один момент, когда в свободном падении. А второй момент — при открытии может быть доворот на уже открывшемся куполе. Потому что стенки тоже очень близко. Тебя может вправо повернуть, влево. То есть ты должен быть готов сразу отвернуть, сделать какие-то движения, чтобы уйти в безопасное место. Довернуло тебя вправо — значит, надо уйти влево.
— А были ли среди ваших знакомых те, кто отговаривали вас прыгать бейс?
— Да. Когда я собрался прыгать бейс, наверное, 90% моих знакомых отговаривали меня ехать. Потому что у всех было какое-то плохое предчувствие. У меня у самого было предчувствие нехорошее. Просто, если я что-то наметил, я уже с этой тропы не сверну. Цель есть, я к ней иду. Лучше б, конечно, они меня поддержали, чем отговаривали.
— Хорошо, вот вы прыгнули 15 бейс-прыжков, вернулись в Тамбов и снова прыгнули обычный скайдайв. Можете ли вы сейчас сравнить ощущения и сказать, что вам ближе?
— Бейс я буду прыгать обязательно. Всё. Я уже для себя решил. Только теперь надо немножко продвигаться. Напрыгивать в вингсьюте, прыжки делать скайдайверские. Потом ехать в горы и прыгать бейс в горах с вингсьютом. То есть это полет, если вы могли где-то видеть, проксимити. А скайдайв — тоже тема очень интересная. Естественно, я её бросать не буду. Я бы даже сказал, что есть какая-то разница между скайдайвом и бейсом в плане ощущений. Ну здесь (в скайдайве - примечание редакции) коллективное всё, мы прыгаем, формации строим. Один практически никогда не прыгаешь. То есть всегда какая-то компания, коллектив, какую-то фигуру собираете.
Бейс — ты там сам на себя. Пришел. Прыгнул. Никто от тебя не зависит, ты ни от кого не зависишь. Но адреналина, естественно, больше в бейсе. Но и скайдайв тоже очень интересная тема. Там есть куда развиваться. Поэтому не буду ни то, ни это бросать.
— Когда вы в следующий раз поедете прыгать бейс, отправится ли с вами ещё кто-то из тамбовских парашютистов?
— Желание появилось у ребят. Не знаю, может, кто-то даже созреет на следующий год. Я говорю именно о ребятах, которые занимаются скайдайвом. Если просто человек с улицы, со стороны, то тут, как я и говорил уже, для начала нужно прыгнуть 200 прыжков скайдайва и только после этого можно начинать заниматься бейсом. Поэтому те тамбовские ребята, которые сейчас прыгают скайдайв, есть среди них и такие, у которых возникло желание. Не много, но они есть.
— А есть ли в бейсе возможность для выполнения каких-нибудь трюков?
— Конечно. В бейсе их разнообразное количество. Например, я упоминал про вингсьют. Это одно из направлений. Самое, наверное, на данный момент популярное. Во-первых, у тебя свободное падение. В вингсьюте можешь на этой скале в Италии, Монте Бренто, если у тебя качественный костюм и ты реально умеешь на нём летать, то можно минуту-полторы в воздухе висеть запросто, даже с этих 1000 метров. Ещё есть фановые прыжки в бейсе. Например, когда крутят сальто заднее/переднее, прыгают парой, каплей, то есть фан-прыжков очень много в бейсе тоже. Но они становятся многократно опаснее, чем скайдайверские. Но мне в перспективе хочется в вингсьюте полетать.
— А есть ли уже планы с конкретным числом, когда планируете прыгать бейс в следующий раз?
— Просто по финансам есть ограничения. Если бы сейчас деньги были, я бы завтра уехал. То есть всё упирается в финансы, потому что это занятие спортом не из дешевых. Систему приобрести, скажем, от двух тысяч евро, вингсьют тоже где-то в этом размере стоит. Ну и сама поездка. Если с деньгами будет всё хорошо, я готов хоть завтра ехать, прыгать, осваивать.
— Как давно вы занимаетесь прыжками с парашютом? И какие результаты у вас были за это время?
— Парашютным спортом я начал заниматься, когда учился в 10 классе. Это был 1980 год. Мой товарищ сподвигнул меня на это. Мы вместе записались в ДОСААФ, пришли, отучились там два или три месяца. В итоге товарищ до прыжков не дотянул, там откладывалось всё очень часто, и он не прыгнул. А я шел к своей цели. Начал прыгать в 10 классе, потом поступил в военное училище, курсантом продолжал прыгать, потом уже после училища, будучи лётчиком, опять же прыгал. Но когда с армии уволился, то у меня здесь перерывчик был в прыжках с парашютом. В Тамбов приехал, здесь знакомые ребята подтянули. Начали вместе ездить в Грязи, прыгать там на дропзоне.
— Есть такой стереотип, что многие парашютисты боятся высоты. Так ли это на самом деле?
— Любой нормальный человек, наверное, боится высоты. Я даже скажу, когда привыкаешь прыгать скайдайв с 4000 метров, то потом страшнее прыгать с более низких высот. Вот на день ВДВ были показательные прыжки на наш ипподром. И нас бросали с 1300 метров. Как-то было не по себе, знаете, смотреть, что всё это рядом. Чем выше, тем безопаснее. Поэтому, я думаю, высоты боятся все. Мне тоже на 9 этаже страшно стоять и вниз смотреть. Просто надо как-то с собой совладать, преодолевать себя.
— Вы же занимаетесь и другими видами спорта, многие из которых экстремальные. Что вас тянет к этому? И не мешают ли эти виды спорта друг другу?
— Параллельно с бейсом и скайдайвом я занимаюсь горными лыжами. Тоже с 1985 года уже катаюсь на лыжах. Эта тема также мной овладевает полностью. То есть сейчас вот сезон скайдайва закончился, через пару месяцев начнется снег, горы и лыжи. И всё. Я полностью ухожу в эту тему. По возможности, когда была возможность, ездил на океан, катался на доске для сёрфа. Занимался сёрфингом. Далековато сейчас. Проблематично ездить.
А горные лыжи – да! Наверное, я бы даже сказал, если их на весы поставить — скайдайв, бейс, горные лыжи — наверное, всё как-то на одной линейке стоит для меня. Потому что в горных лыжах я не катаюсь по расам, где основной народ. Я занимаюсь фрирайдом. И в последнее время увлекся фристайлом. Трамплины, всякие фигуры. Вот эта тема уже зацепила.
— У большинства есть стереотип, что в 50 лет поздновато заниматься экстремальными видами спорта, а вам уже за 50.
— Я думаю, что тут в возрастных категориях ограничений нет никаких. Я что в 30 лет получал удовольствие, кайфовал, что сейчас я этим занимаюсь, так же кайфую. Пока здоровье позволяет и физическое состояние. Если в 70 лет я себя так же чувствовать буду, то я и в 70 лет буду этим заниматься.
— А родственники ваши что говорят, когда вы в субботу собрались в 5 утра и поехали на дропзону?
— Уже привыкли, ничего не говорят. Потому что мама с 15 лет меня ночью поднимала, будила, собирала мне завтраки на аэродром, когда я в Горелое ездил прыгать. Поэтому сейчас она, наверное, с этим уже смирилась. Только желает обычно безопасных прыжков и возвращения домой.
Многие парашютисты прыгают только в теплое время года, а 31 октября сезон скайдайва официально закрылся. Но Геннадия Мещерякова это не особенно расстраивает. Он дипломированный инструктор по горным лыжам, поэтому, когда выпадет снег, наш герой начнёт новый горнолыжный сезон. Но это уже совсем другая история…
Для справки:
Бейсджампинг (бейс) — экстремальный вид спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов. Бейсджампинг считается наиболее опасным видом прыжков с парашютом и на текущий момент рассматривается как крайне экстремальный спорт. Однако, в отличие от прыжков с парашютом из летательных аппаратов, бейс-прыжки совершаются с намного более низких высот, и падение происходит в непосредственной близости от объекта, с которого прыгает джампер.
Экзит — специальная площадка, место, в которого прыгают бейсджамперы.
Ассист — разновидность прыжков в бейсджампинге. Суть в том, что инструктор стоит наверху и держит вытяжной парашют до тех пор, пока основной купол не наполнится, и только затем отпускает.
Фрифол — разновидность прыжков в бейсджампинге, при которых джампер самостоятельно выбрасывает вытяжной парашют из специального кармана на ранце, либо просто из руки.
Скайдайвинг (от англ. sky diving — в буквальном переводе «ныряние c небес») — парашютный спорт. Изначально парашют предназначался для спасения жизни, позже он стал важным элементом подготовки десанта. Современный парашютный спорт включает в себя как действия, связанные с точным пилотированием купола, как точность приземления и свуп, так и различные артистические виды спорта, вроде фристайла, перестроения в свободном падении, как групповая акробатика и фрифлай.
Дропзона (англ. drop zone — советский термин «зона выброски») — это место (аэродром или иная подходящая площадка), где выполняются прыжки с парашютом. Как правило, место проведения спортивных и развлекательных прыжков с парашютом находится в непосредственной близости от аэродрома, с которого взлетает воздушное судно с парашютистами, хотя в иностранных источниках в более общем смысле дропзоной называют и место, намеченное для высадки десанта и сброса грузов с парашютом. Также дропзоной могут называть обычный парашютный клуб.
Вингсьют (англ. Wingsuit; также белка-летяга, бёрдман) — костюм-крыло из ткани. Полёты в вингсьюте являются разновидностью прыжков с парашютом. При полётах в вингсьюте для приземления используется парашют.
Медуза — вытяжной парашют. В конструкции вытяжного парашюта находится пружина, при помощи которой он отталкивается от парашютиста и попадает в набегающий воздушный поток. В современных спортивных парашютных системах запасной парашют вводится в действие с помощью кольца, при выдёргивании которого освобождается удерживаемый клапанами ранца вытяжной парашют с пружиной. На парашютных системах круглой формы с передним расположением запасного парашюта вытяжной парашют находится непосредственно на вершине купола и не имеет пружины.
Стреньга — соединительное звено между куполом основного парашюта и вытяжным парашютом, представляет собой прочную ленту длиной 2–3 метра.
Высотомер — (или альти́метр от лат. altus «высоко») — пилотажно-навигационный прибор, указывающий высоту полёта. По принципу устройства высотомеры делятся на барометрические и радиотехнические (иначе радиовысотомер).
Фрирайд — (от англ. free ride — «свободная езда») — спуск, как правило, с естественных возвышенностей и гор вне подготовленных трасс. Термин используется в горнолыжном спорте, сноуборде, маунтинбайке.
Фристайл — (англ. freestyle — «свободный стиль») вид лыжного спорта, входящий в программу зимних Олимпийских игр. Дисциплинами фристайла являются лыжная акробатика, могул, ски-кросс, хафпайп, слоупстайл. К фристайлу принято относить и стиль ньюскул.
* справка по терминам подготовлена по материалам ru.wikipedia.org.
Фото и видео: личный архив Геннадия Мещерякова