Конечно, в нашем городе уницикл только набирает популярность — на него пересели пока около пяти человек. Однако и среди них уже есть те, кто полностью освоил этот вид транспорта. Одним из этих упёртых людей, не побоявшихся общественного недоумения, стал Илья.
И вот в назначенное время в определённом месте я встречаю человека в вело-обмундировании, ведущего рядом с собой это чудо техники — балку с одним большим колесом, педалями и рулем.
«Я приехал на машине, его привёз с собой. Для уницикла с таким диаметром колеса нужна хорошая асфальтированная дорога», — говорит Илья. Расположившись под тенистым деревом, Илья поведал о том, как пришёл к этому увлечению и каких трудов стоило заставить уницикл ехать, а не падать.
— Илья, расскажи, пожалуйста, о себе? Чем ты занимаешься?
— Сейчас я учусь, работаю. Занимаюсь ABA-терапией. Это направление коррекционной педагогики, работаю с детьми с аутизмом и другими особенностями развития. Учусь на дефектолога, получаю второе высшее. С этого года я переквалифицировался и начал работать с детьми. Я пишу магистерскую диссертацию, и, когда пойду в аспирантуру, буду переделывать её в докторскую.
— А что тебя привело к велосипедам?
— На велосипедах я катаюсь уже лет пятнадцать. Я прошёл через всё, что только есть в велоспорте, кроме разве что шоссе. В триале тоже не был, но трюковое катание было. В принципе, давно хотел обзавестись унициклом. И, получается, в конце позапрошлого лета думал, что себе купить на день рождения, и нарвался на уницикл. Дешёвенький, простенький. Но вот этот (показывает на свой нынешний уницикл) у меня четвёртый. Унициклы продают в жонглёрском магазине juggling store в Питере как сопутствующий товар, в том числе и дорогие унициклы. Но в России нет магазинов, специализирующихся чисто на унициклах.
— Расскажи, пожалуйста, о конструкции своего уницикла.
— Сиденье тут дугообразной формы, чтобы можно было перемещать центр тяжести и при этом не свалиться. Основная работа происходит именно за счёт туловища. Руль нужен, для того чтобы было куда деть руки, когда уже умеешь ездить так, чтобы не размахивать ими, и распределить вес между рулём и пятой точкой, чтобы эту самую пятую точку разгрузить.
— Есть ли среди унициклов какие-то отличительные особенности?
— Сейчас у меня три уницикла, и у каждого разный диаметр колеса. В зависимости от этого определяется тип предназначения уницикла. У меня есть 20-дюймовый, 29-дюймовый, и вот этот — 36-дюймовый. 36-дюймовый предназначается для дальних поездок, но по асфальту.
Километров через пятнадцать я уже устану. Круге на четвёртом-пятом по стадиону в парке Дружбы будет уже не очень. 29-дюймовый — для пересечённой дороги, и чисто теоретически на нём можно было бы сюда доехать, но я бы приехал весь в мыле. Двадцать дюймов — классический для цирка диаметр, удобен для баланса и жонглирования, плюс подходит для триала.
— Ты и жонглированием занимаешься?
— Ну да, чуть-чуть. Освоил основы контактного, классического. Но на ходу не жонглирую.
— Какое твоё самое дальнее расстояние, которое ты преодолел на одном колесе?
— Километров двадцать пять я проезжал. Ну это не очень много в принципе. Обычно я катаюсь на стадионе, иногда могу проехать через лес. Но там лучше брать уницикл с диаметром в двадцать девять дюймов.
— Как люди реагируют?
— Знаешь, в этом году уже почти никак не реагируют. Иногда, конечно, слышно что-то такое. Но в прошлом и позапрошлом годах, когда ещё не катался Иванов, когда не катался ещё один парень, глаза у прохожих округлялись. Почему-то очень многие спрашивают «Где руль?»
— «Где второе колесо?» Почему об этом не спрашивают?…
— Да, правда, про колесо почти не спрашивают…
— С другими унициклистами поддерживаете контакты?
— Ну так, иногда можем встретиться, по канату походить. Периодически мы собираемся и натягиваем канат в парке, у «Кристалла», у краеведческого музея. Выходит, что у нас есть общая черта — любовь к балансу.
— Как проходил процесс твоего обучения по вождению уницикла?
— Если посчитать количество практики, то получится где-то 15–20 часов. Через 15–20 часов я поехал. Если заниматься по часу каждый день, то получается, что у меня ушло две недели.
— Не было желания сдаться?
— Была пара переломных моментов. Один — это когда я вообще не мог, ну вот вообще ничего. Тут надо перетерпеть. Появлялись мысли «может, это не для меня?» Но вроде ОФП нормальное, КМС по велоспорту, ну не может быть такого, чтобы я не мог. Физически. И второй момент — это когда ты научился ехать, но это требует таких бешеных усилий, что не понимаешь, что с этим делать. Проезжаешь метров двадцать и больше просто не можешь, ну всё. Мышцы перенапрягаются. Я падал несколько раз не потому, что терял баланс, а потому что полностью обессиливал. И тогда тоже хотелось сдаться. Но потом думаешь — ведь даже девочки ездят на унициклах. Не можешь же быть таким слабаком. И со временем всё приходит. Есть некоторые хитрости, которые помогают при езде, например, положение седла. Если будешь пробовать ездить с положением седла ниже, чем надо, то будешь очень долго учиться. Смысл в том, что придётся не только держать баланс, но и ногами отыгрывать постоянно.
— Как быстрее — на одном колесе или на двух?
— На двух, это даже не обсуждается! Всё-таки уницикл — это больше развлечение, чем средство передвижения. В плане средства передвижения он проигрывает, наверное… всему! Нужно долго учиться, а ещё сам процесс езды очень энергозатратный. Чтобы километров пять проезжать и не добираться до места в поту, нужно ну очень хорошо ездить. Сейчас у меня это есть, а вот в прошлом году ещё не было. Хотя на данный момент один парень, американец, поставил рекорд — он пропутешествовал на уницикле около двадцати четырех тысяч километров.
— Назови пять причин сказать велосипеду «да!».
—
А если серьёзно, то нужно понимать, что велосипед — это в первую очередь способ проведения досуга: покупка велосипеда будет отличной идеей, если у вас есть друзья — искушенные велосипедисты, к которым вы хотите присоединиться. Кроме того, велосипед, конечно, отлично подходит на роль спортивного снаряда, особенно это актуально для тех, кто зимой предпочитает беговые коньки или лыжи. Трюковые дисциплины тоже могут доставить райдеру массу драйва, особенно учитывая то, что в нашем городе не так давно построили скейтпарк. Но перед людьми, фанатеющими от экстрима, вопрос: «Сесть на велосипед или нет?», — как правило, не стоит (они уже давно на него сели). При этом я бы не стал советовать покупать велосипед человеку, который сомневается в том, нужен он ему или не нужен. Приличный байк в наши дни стоит достаточно дорого, а покупка первого попавшегося может сильно испортить впечатление.
При этом нужно понимать, что из-за специфики нашего климата и недостатков российской городской инфраструктуры вряд ли велосипед можно назвать полноценным средством передвижения. Такое мнение может несколько отличаться от того, что бытует в среде популяризаторов велоспорта и просто «хоббистов» — фанатов горных или шоссейных велосипедов, но, думаю, будучи человеком, «вращающимся» в этой теме не первый год и даже не первые десять лет, я на эту точку зрения имею право.
По завершении интервью и фотосессии Илья разрешил устроить тест-драйв его одноколёсного коня. Высоко и неустойчиво!
Конечно, полноценного катания просто не могло быть — для того чтобы самостоятельно поехать, нужно очень и очень много часов тренировки. Потому я просто весело посидела и покрутила педали, держась с двух сторон за крепких мужчин.
«Начинать обучение надо с уницикла с небольшим диаметром колеса, 20–24. Если сесть сразу на 36-дюймовый, то вряд ли можно добиться хоть каких-то результатов, — говорит