Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies. Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс). Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
Согласен
vtambove.ru
ВелосипедуДА: cемь велодней в Приэльбрусье Седоглавый Эльбрус, дружелюбные горцы и снег в мае - об этом нам рассказал Алексей Кулешов, парень, который вместе со своими друзьями покорил Приэльбрусье на велосипедах.

ВелосипедуДА: cемь велодней в Приэльбрусье

11 июля 2016, 16:19
ВелосипедуДА: cемь велодней в Приэльбрусье
Фото: личный архив Алексея Кулешова
Седоглавый Эльбрус, дружелюбные горцы и снег в мае - об этом нам рассказал Алексей Кулешов, парень, который вместе со своими друзьями покорил Приэльбрусье на велосипедах.

Можно поехать на дачу, пожарить шашлыки или заняться другими традиционно «первомайскими» делами. Но Алексей, Олег и Наталья предпочли такую перспективу недельному велопоходу по горам Кавказа. О трудностях и радостях подобного туризма поведал один из участников этого удивительного путешествия.

— Алексей, расскажи, пожалуйста, о себе.
— Я обычный человек, меня зовут Алексей Кулешов. Я начал заниматься велотуризмом не так давно, где-то с 2014 года. Во всё это меня привёл мой старший брат — он купил мне мой первый велосипед в 2006 году. Со временем я начал втягиваться. Сейчас я практически каждый день езжу на работу на велосипеде. В этом году у меня случился второй крупный велопоход. В прошлом году я ездил на полуостров Рыбачий, самую северную точку европейской части России, а в этом году был майский вело-Кавказ. Мы с двумя моими друзьями проехали по километражу немного, а по набору высоты вышло где-то в районе третьей категории сложности. Всего их шесть, по-моему. Я пока не вдавался — мне сейчас интересна не категорийность, а вся эта движуха. Я не какой-нибудь профессиональный ездок на велосипеде, не опытный турист, пока что я начинающий.

— А как вас на Эльбрус занесло?
— Первые упоминания о нём были ещё до Нового года. Друг оговорился, мол, хочет на Кавказ на велосипедах или пешком. Поговорили и забыли. И как-то в феврале вечером мы снова списались об этом, собрались: я, друг, который всё это предложил, и девушка. И с конца февраля началась подготовка: составление раскладки, то есть планирование питания (раскладка была на мне и по неопытности я немного начудил). Кроме этого были сборы вещей, экипировки.

Готовились не вплотную, а когда было свободное время. В принципе, опытные туристы могут такой поход подготовить за одну-две недели. Олег Панов, парень, который предложил всё это, отвечал за маршрут — он составлял трек. Девушка, Наташа Кулаева, у нас была фотографом и медиком — аптечка была на ней.

— И вы отправились в Приэльбрусье прямо из Тамбова?
— В Тамбове мы погрузились в электричку до Мичуринска и на поезде доехали до Кисловодска. Велосипеды мы перевозили в чехлах на третьей полке, снимая переднее колесо и одну педаль. Доехали до Кисловодска и там мы уже шли по маршруту.

Первый день

Первый день был лёгонький — покатались по городу, проехали километров шесть. Там не равнина, а горная местность, так что пришлось повкручивать. Уже в первый день мы встряли в такую штуку, что нам пришлось вести велосипеды рядом с собой. Узкая тропинка, вниз обрыв, а вверх — просто горка. Было несколько бродов. В этот день мы попали на Медовый водопад. К вечеру начали набирать высоту в 1200–1300 метров. Встали на ночёвку в незапланированном месте на высоте 1500 метров. Но самым крутым был второй день.

Второй день

Мы добрались до 1500 метров над уровнем моря, максимумом в этом походе стала отметка в 2615 метров. После 1500 дошли до 2450 метров. Вначале всё было отлично — прекрасная погода, светит солнце. Но, когда мы добрались до двух тысяч метров, всё стало меняться — начали собираться тучки. И, когда мы сели на обед, нас застал дождь. Потом он перешёл в град. Затем мы увидели снежники — залежи снега в горах, который не тает, ну и потом, собственно говоря, пошёл снег.

И на это мы вообще никак не рассчитывали. Ноги сразу промокли — под ногами и горная грязь, и глина, и снег, и вода — всё вперемешку. Начали замерзать. И это мой самый любимый день из всего похода.

— Почему?
— Меня прёт от этого! Да, тебе тяжело, да, хлещет ветер. Последние пару часов тащились на морально-волевых. Уже темно, мы зашли на Большой Бермамыт. И внизу мы увидели фонарики и решили спуститься. Уже темнота, каменный серпантин, и мы потихонечку по нему лезли, ведя рядом велосипеды. Оказалось, там внизу остановились пятигорские пешие туристы, они открывали сезон. Палатку поставили, переоделись в сухое и сразу к костру. Наташе, конечно, было тяжеловато в таких условиях. Тяжелее, чем нам. Но она единственная девчонка из нашей тусовки, которая прошла через такую вот жесть. Она не капризничала, но, знаешь, нудела по-женски так.

Третий день

На третий день вышло так, что мы устроили днёвку. Мы погуляли по Большому Бермамыту, шикарные виды! После мы вернулись в лагерь, покушали и отправились на Малый Бермамыт. Там такие поляны, пастбища! Нашли родник. И возвращались в лагерь уже в сумерках. И часа в четыре-пять, пока мы шли к лагерю, снова начал идти снег.

Четвёртый день

На четвертый день мы сразу стали собираться. Пока я готовил, ребята чистили велосипеды. С высоты 2400 метров мы через долину Нарзанов долетели вниз до 1350 метров. Нарзаны — источники с природной минеральной водой, впадают прямо в реку. Их температура примерно плюс шесть, и вода в них газированная!

Конечно, она сильно отличается от магазинной «минералки», но много не выпьешь, иначе не слезешь с туалета. Мы спустились к реке Хасаут, которая условно делит Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкессию. Набрали водички, и там перед нами встал наш первый серпантин. Это была, конечно, жесть. Мы морально не были к нему готовы. Да, всего шесть километров, но мы ехали по нему часа три. Постоянно вверх. И вот мы выехали на плато, примерно 1950 метров над уровнем моря. Там мы пообедали, а после обеда небо снова заволокло тучами. И после мы уже ехали в сторону Джилы-Су, это уже Приэльбрусье. У нас была цель — доехать до кафе. Нам его посоветовали пятигорские туристы, говорят, покушаете там, бесплатно переночуете. И вот мы уже несёмся вниз. Мой велокомпьютер зарегистрировал скорость в 72,5 километра в час, и после этого я решил надеть шлем (смеётся). Доехали мы до этой кафешки, называется «Вдали от жён». Разложились, заказали шашлык, начали ставить палатку. Всё-таки мы решили переночевать в палатке, потому что вагончики там были ужасные — сырость, плесень. Это не гостиница — вагончики остались от строителей, которые прокладывали дорогу.

Пятый день

На следующий день мы решили сделать радиалку. Это когда уходишь/уезжаешь от стоянки по каким-нибудь делам (осмотр достопримечательностей, или когда нет смысла везти весь груз, т.к. возвращаешься в эту же точку), а потом возвращаешься. Мы поехали в Приэльбрусье. Штаны, ветровки, две порции шашлыка — это всё, что мы с собой взяли. И мы увидели Эльбрус! Шикарная ясная погода, чистое небо — всё, как нам и было нужно. Мы нафотографировались, видео поснимали.

— Какой он, Эльбрус?
— Двуглавый! Седоглавый! Классный! Он реально тянет! У Олега был с собой бинокль, и мы разглядывали верхушки гор. Это просто вау! Стараешься быть здесь и сейчас, не думать о том, что ты из Тамбова, не думаешь о каких-то там проблемах. Просто сидишь и смотришь. Ты здесь. Ты здесь, здесь и сейчас. Нужно смотреть, нужно ловить каждый момент. Чуть ниже в груди, где-то в области диафрагмы, что-то такое «джжжж».

Потом мы поехали обратно в кафешку, туда, где было место нашей стоянки. Поужинали вкусно. Вышли на улицу, отдохнуть. И так разговорились с парнем, который управляет этим заведением! Он угощал нас чаем, вареньем, картошкой, сыром. Они очень гостеприимные! У них есть традиция, что они должны своего гостя кормить девять дней. Чем выше в горы, в глушь, тем больше традиций.

Шестой день

На следующее утро мы снова пошли вверх, уже в сторону Кисловодска. Мы проехали полчаса, и тут начал вливать дождь. Под дождём мы ехали два с половиной часа. Доехали до реки Хасаут, остановились на обед и начали замерзать. Стали думать — ехать дальше и остановиться в районе Кичибалык или начинать искать ночёвку прямо здесь? Чтобы не простудиться, решили дальше не ехать. В горах лучше не болеть — сырой климат, меньше кислорода. И мы подошли к ребятам, которые торговали чаем и шашлыком. Спросили у них про ночёвку. В общем, мы заночевали в их избушке без электричества, но с печкой. Мы просушили все вещи, прогрелись.

Седьмой день

Наутро мы стартовали. Заехали в заброшенный замок, который стоит на берегу реки Хасаут. В принципе, впечатлений от замка нет. А вот виды из его окон красивые.

Поехали в гору в сторону Кисловодска, и через полчаса закапал дождь. Мы доезжаем до Кичибалыка, а это оказался вообще какой-то аул. Проехали пять километров, видим — там стоят кафешки придорожные. Но, так как не сезон, они заброшенные. Мы забурились в одну палатку, чтобы покушать, и закрылись великами от собак — там алабаи, огромные такие. Они там стада пасут. Оставалось буквально 14 километров до Кисловодска. Доехали мы до Кисловодска, заехали в квартиру, которую мы сняли посуточно. На восьмой день просто гуляли по Кисловодску. Город не сильно впечатлил, даже чем-то Воронеж напомнил. Он такой же холмистый. На следующее утро (ходовых дней семь, а уезжали на девятый день) мы в девять часов отъезжали обратно в Мичуринск, а оттуда на автобусе домой, до Тамбова.

За весь поход у нас не было особых технических поломок — у Наташи сломалась спица и колесо прокололось, у Олега также прокол, а у меня пришлось менять камеру уже в Тамбове.

— Близкие поддерживали или отговаривали от поездки?
— Маму я сразу перед фактом ставлю, иначе начнётся: «Нет, ты никуда не поедешь». Волнуется. А отец меня во всех моих путешествиях поддерживает. Брат сам является инициатором подобных движух. Его жена завидовала, потому что у нее не получилось с работой, а вообще она тоже должна была поехать. Бабушка говорила: «Куда ты едешь, ты бороду сбрей, там чеченцы». Телевизора насмотрятся (смеётся). Конечно, волнительно для родителей, но я держал с ними связь каждый день.

— Есть уже какие-то новые туристические цели?
— Да, в этом году мы еще на Архыз пойдём, но уже пешком. В начале сентября. И меня недавно вытащили в сплав на байдарках. Я давно хотел попробовать, и вот всё осуществилось! Это было ночное ориентирование на байдарках. Мы гребли, лазили по берегам. Знаешь, что такое борщевик? Это трава такая ядовитая. Так вот, там она была трёхметровой. И это было круто!

— Что тебя привлекает в этих жёстких условиях?
— Самое банальное — преодоление. Могу я или нет? Плюс — это движуха. Сейчас, по сути, что делать? Пить, курить? Всё, конечно, можно, но в меру. Я на стороне спорта.

— Алексей, назови свои причины сказать велосипеду «Да!»
— В интернете есть картинка с велосипедистом, и там написано, что велосипедист — это горе экономики. Он ведёт здоровый образ жизни, не тратится на бензин, заботится об экологии. Ещё гораздо проще доехать до работы именно на велосипеде. Я доезжаю за то же время, что и автобус, но я не торчу в душном транспорте и не нюхаю пыль. На работу я езжу всегда по Набережной, тут совсем другой воздух. Плюс велосипед — это отличный способ путешествовать, ты можешь увидеть большее количество мест за меньшее количество времени, если сравнивать с пешим туризмом, например.

Фото: личный архив Алексея Кулешова