Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies. Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс). Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
Согласен
vtambove.ru
Велосипед или общественный транспорт: что быстрее, лучше и удобнее? Проверяем на себе, в цифрах и графиках.

Велосипед или общественный транспорт: что быстрее, лучше и удобнее?

15 мая 2017, 16:34
Фото: архив портала
Проверяем на себе, в цифрах и графиках.

Эта осень прямо-таки не порадовала нас теплом и не позволила насладиться теплыми деньками перед долгой порой дождей и снега. А на днях за окнами закружили белые хлопья. Многие уже убрали свои велосипеды на зимнее хранение. Другие еще активно катаются и говорят, что велосезон не заканчивается, а лишь начинается время, когда дешевле покупать детали. Сегодня мы рассмотрим довольно интересную тему, которая актуальна и в велосипедное межсезонье, и в самый разгар теплого времени года, даже зимой. А именно — мы поговорим о том, насколько удобно и практично использовать велосипед в качестве транспорта на каждый день. Быть может, в грядущем велосезоне вы откроете новую главу своих взаимоотношений с этим видом транспорта.


Что дешевле?

Начнем с самого простого и очевидного — велосипед условно-бесплатный (при условии, конечно, что он у вас есть). Автобус платный, и цена понемногу, но поднимается. «Пятнадцать рублей — не такая большая сумма!» — скажете вы. И формально будете правы. Но давайте посчитаем. Возьмем среднестатистического велосипедиста, который начинает сезон где-то в середине апреля, а закрывает в середине октября. Этот промежуток вмещает в себя довольно теплое для езды по городу на велосипеде время. Это 183 дня. Если бы все это время мы катались только автобусами и отдавали за проезд по 15 рублей (по две поездки в день), то это обошлось бы нам в 5490 рублей. Конечно, бывают дни, когда мы никуда не ездим, бывают дни, когда мы ездим 3, 4, 5 и более раз. Мы сейчас рассматриваем довольно усредненную ситуацию — человек ездит без пересадок на работу или учебу и домой.


А что с расходами на велосипед? Для начала рассмотрим случай, если велосипеда у вас нет. Да, сейчас кризис и цены, в общем-то, повыше тех, которые нам привычны, но довольно неплохой велосипед на каждый день сейчас можно купить за 20 тысяч рублей. Конечно, можно и дешевле, но компоненты совсем дешевого уровня плохо переносят нагрузки чуть больше прогулочных. Итак, мы покупаем велосипед за 20 тысяч. Используем его как транспорт всего 4 сезона и полностью окупаем его стоимость. Плюс у нас остается ещё почти две тысячи рублей. Их мы тратим на обслуживание. За 4 года наверняка придется сменить хотя бы цепь. Если велосипед у вас уже имеется, то тут все гораздо экономичнее. Тратить вам придется 1000–1500 рублей в год на покупку цепей, камер и прочих расходных комплектующих. Ничего сверхзатратного. Таким образом, за те же 4 сезона у нас набегает сумма около 5000 рублей — ровно столько бы мы прокатали за один сезон на автобусе. Выгода тут налицо. Таким образом, велосипед помогает тратить нам как минимум не больше денег на транспорт.

Что быстрее?

Другой актуальный вопрос — что будет быстрее. И здесь тоже все не так просто, как кажется на первый взгляд. Конечно, никто не станет спорить, что несколько сотен лошадиных сил современного автобуса значительно превосходят одну единственную мышечную силу ваших ног, когда вы на велосипеде. Условную «гонку» по прямой с одновременным стартом общественный транспорт у вас, разумеется, выиграет. Однако реальная картина будет немного отличаться от такого идеализированного эксперимента. Представим себе ситуацию. Вы находитесь в точке «А» — допустим, что вы там работаете. Вам надо добраться домой — в точку «Б». Вы покидаете офис и направляетесь к ближайшей остановке. Там, в зависимости от направления, долго или не очень ожидаете подходящий маршрут. Очень хорошо, если можно доехать без пересадок. Затем вы выходите на своей остановке и некоторое время идете домой. Тамбов — город не очень большой, но характерными пробками с утра, в обеденный перерыв и вечером, около 6 часов, на самых оживленных улицах, сейчас мало кого можно удивить. Да, общественный транспорт может развивать большую скорость, но не в плотном потоке. Да и вам, чтобы добраться пешком до остановок, нужно какое-то время. К тому же ожидание редких маршрутов может быть утомительно долгим.

А что с велосипедом? А ничего! Отцепили от парковки — и в путь. Причем в такой путь, который будет абсолютно удобен для вас. Не нравится шум главных улиц — добро пожаловать на Набережную. Хотите побыстрее — вот здесь можно срезать через двор. Ремонт дороги? Не беда — велосипед протиснется почти везде. Да и довезет вас от двери до двери.
Если вам кажется, что это все лишь рассуждения, давайте посмотрим на реальные цифры.

На первом примере два человека начинают движение от улицы Энгельса до ЛДС «Кристалл». Запись GPS-треков начинается одновременно. Сам маршрут записывается в выходной день — 11 сентября. В городе в этот день проходил Парад российского студенчества. Как раз у «Кристалла».

Красный трек — это велосипедист, который начинает движение сразу же в нужную сторону. Черный трек — наш среднестатистический житель города, который пользуется общественным транспортом. Время движения по маршруту ускорено в 52 раза. Разумеется, каждый из участников эксперимента двигался наиболее удобным для него способом — их маршруты не одинаковы.

Можно увидеть, что за то время, пока наш горожанин добирается до остановки, велосипедист уже преодолевает половину пути. Да, автобус позволяет резко сократить этот гигантский разрыв, но догнать двухколесного оппонента уже не получается.

Надо отметить, что замер времени проходил в абсолютно будничных условиях. Наш пешеход вовсе не профессиональный спринтер, и до остановки он не бежал. Но и велосипедист — далеко не участник «Тур де Франс», ехал без особого лихачества по тротуару.

Немного цифр для большей наглядности. Максимальная скорость велосипедиста — 20,9 км/ч. Максимальная скорость автобуса — 52,9 км/ч. Велосипед преодолел свои 3,5 км за 15:48.
Маршрут пешехода был немного больше и отнял больше времени — 3,8 км за 22:12. Самый интересный показатель в таком сравнении — средняя скорость на всем маршруте. У велосипеда это 13,9 км/ч, в то время как у его оппонента — 10,5 км/ч. Добираясь автобусом, вы теряете много времени на то, чтобы дойти до остановки и от нее. Да и сам автобус, как это можно увидеть на карте, движется рывками — от остановки к остановке. Плюс весь этот путь щедро сдобрен светофорами. Велосипедист волен выбирать маршрут и менять его в зависимости от дорожных условий. Можно, например, поехать более длинной дорогой, но совсем без остановок, тем самым выиграть время.

Если один пример кажется вам не совсем честным — выходной день, массовое мероприятие, перекрытие ряда улиц, то вот вам еще одно сравнение, и, признаться, его результаты удивили даже нас.

Исходные данные: велосипедист и пешеход-пассажир. Выходят из той же точки, что и в прошлый раз. Им требуется доехать до улицы Рылеева (остановка «31 школа»). Время на часах около 9 вечера вторника. Дороги уже свободны. Маршрут обоих участников «гонки» по большей части совпадает. Велосипедисту пришлось сделать «крюк» на Набережной, чтобы объехать неимоверное количестве светофоров на участке от Энгельса до Интернациональной, а также проехать через парк Петрова и улицу Карла Маркса, чтобы объехать большие скопления людей в центре города.

Удивительно, но, даже притом что улицы были достаточно свободны для движения общественного транспорта, велосипед все равно оказался быстрее. 9,1 км за 36:19 против 8,6 км за 38:06. Двухколесный транспорт преодолел немного большее расстояние за меньшее время. Да, отрыв незначительный — меньше двух минут, но он есть. Максимальная скорость байка была 27,2 км/ч. Автобус ехал в пределах разрешенной в городе скорости — максимум 52,9 км/ч.

Как же так произошло? Очень просто. Пешеходу пришлось продолжительное время ожидать транспорт. В вечернее время интервалы увеличиваются, и здесь на графике видна задержка на 7 минут реального времени. Кроме того, автобуса, который довез бы прямо до дома, дождаться не удалось — он ехал до ближайшей к месту остановке, а после шел пешком больше чем обычно. Отсюда средняя скорость велосипедиста — 15,1 км/ч, а его оппонента — 13,6 км/ч.

Что удобнее?

Это, конечно, вопрос глубоко субъективный. Для кого-то взять велосипед ранним утром и поехать на нем на работу — величайший подарок вселенной. Для кого-то это абсолютно бессмысленное самоистязание. Тут, пожалуй, можно поделиться лишь некоторыми наблюдениями. Во время летней жары городской транспорт не самое лучшее место, где можно оказаться. В некоторых новых автобусах сложно открыть окна, люки не продувают салон достаточно, да и часто находятся пассажиры, которым «дует». На велосипеде вы сами выбираете скорость и темп, можно ехать по теневой стороне улицы, можно остановиться и передохнуть, а можно, наоборот, ускориться — ветерком обдует.

Принципиальная разница между этими двумя способами передвижения в том, что на велосипеде вы обладаете некоторой свободой действий. Автобусы и троллейбусы ставят вас в рамки — от точки А до точки Б, с такими-то остановками, а после 11 вечера уже вряд ли. Общественный транспорт почти не требует от вас активных действий — можно читать или слушать музыку. В то время как вращение педалей требует каких-то сил.

Боитесь оставлять велосипед у места работы или учебы надолго — у нас был подробный материал о том, как обезопасить себя от угона.

Подводя итог, хочется лишний раз напомнить, что, в общем-то, никто никого не стремится насильно посадить в седло и заставить крутить педали каждый день. Но тенденция такова, что все больше и больше людей в городах понимают, что личный автомобиль или городской транспорт далеко не всегда удобны. Да, так было довольно долгое время. Но все меняется.

Пробки, платные парковки, неудобные маршруты — все это заставляет людей искать другие варианты передвижения в крупных городах. Велосипеды, самокаты, гироскутеры. Да что угодно! Если это позволяет экономить ваше время и, например, улучшает физическую форму, то почему бы не дать этому шанс? Все больше людей принимает участие в акции «На работу на велосипеде», и это действительно показывает, насколько это важно для десятков тысяч людей. Возможно, и вы, однажды сев в седло, уже не сможете отказаться от этого.