Украинская таможенная служба опубликовала список российских книг, запрещенных к ввозу на территорию страны за пропаганду «человеконенавистничества, фашизма, ксенофобии и сепаратизма», пишет «Коммерсантъ». В перечне, составленном Службой безопасности Украины, — несколько десятков изданий самых разных жанров, которые, по мнению СБУ, являются «методом информационной войны и дезинформации граждан Украины».
Всего в списке 38 литературных произведений на русском языке, изданных в России. Здесь и фантастические романы (Федор Березин «Украинский фронт. Красные звезды над Майданом»), прокремлевская публицистика (Александр Дугин «Украина. Моя война. Геополитический дневник»; Сергей Глазьев «Украинская катастрофа. От американской агрессии к мировой войне?») и псевдоисторические сочинения (Николай Стариков «Украина. Хаос и революция — оружие доллара»). Также в перечне историческая монография Андрея Козлова «Вся правда об Украинской повстанческой армии», сборник статей журналистки «Русского репортера» Марины Ахметовой «Уроки украинского. От Майдана до Востока» и отчет российской правозащитной организации «Группа информации по преступлениям против личности» о нарушениях прав человека на территории Украины.
Украинская таможня пока не уточняет, какие последствия будет иметь провоз запрещенной литературы.
— Ранее действовала аналогичная практика изъятия на границе видео- и печатной продукции, нарушающей нормы морали. Если речь идет о нарушении таможенных правил, то наказанием становится административный штраф. Пропаганда насилия, войны и тому подобного — это уже уголовное дело по отношению к тому, кто ввозит данную продукцию.
Список был сформирован СБУ по аналогии с перечнем лиц, которым запрещен въезд в республику. Напомним, что ранее Министерство культуры Украины опубликовало список деятелей культуры, создающих угрозу национальной безопасности страны, в который попали Олег Газманов, Иосиф Кобзон, Сергей Безруков, Михаил Боярский, Иван Охлобыстин, Григорий Лепс, Валерия, Николай Расторгуев, Михаил Пореченков и другие. Он будет расширяться и дополняться «по мере поступления от Службы безопасности Украины соответствующих обращений».
— Запрещение любых СМИ, фильмов или книг — это недопустимо с точки зрения принципа свободы слова. Поэтому мы считаем это распоряжение украинских властей неправильным.
Бир подтвердил, что «и свобода слова имеет свои ограничения — например, при пропаганде терроризма». «Но такие ограничения должны вводиться после судебного решения с учетом международных юридических принципов — как минимум после трехэтапной проверки. Здесь этого очевидно не было сделано», — резюмировал он.