У вас дрожат руки с перепоя, да и пить столько больше не можете — особенно посередь недели (в 22:00 домой!)? Вы не в силах 50 раз отжаться от пола и пробежать кросс без одышки? У вас перманентный конфликт с начальством — да такой, что впору убежать на необитаемый остров и залечь там на дно? Батенька, да вы Джеймс Бонд! По крайней мере такой, каким его видели Мартин Кэмпбелл и Сэм Мендес на протяжении прошлых трех фильмов.
Понимаете, какую штуку они сотворили: на протяжении шести лет последовательно развенчивали образ непобедимого агента, дегероизировали героя, показывая его таким, каким мог бы быть не кумир всех мужчин планеты, а, например, ваш друг Гоша. Отличие лишь в том, что у Гоши не выплачена ипотека за трёшку на Сортировке, а в остальном он такой же: мятущийся, рефлексирующий, в чем-то даже ранимый — пусть мужчины это и не выставляют наружу, заливая сверху двойным вермутом с водкой (shaken — not stirred!) и застилая пороховыми газами.
Мэндес свою историю о своем 007 породил, он же ее и закончил мощными раскатами духовых
Тем более что в 2015-м нет нехватки шпионских фильмов: Итан Хант привычно остановил голыми руками пару самолетов; Мелисса Маккарти, тряся телесами, низвела образ суперагента до уровня средневековой буффонады; Kingsman подлил масла в огонь мыслью, что любому школьнику-заморышу под силу нести Службу Ее Величеству. Напоследок «Агенты А.Н.К.Л» в фирменной гаеричевской монтажной манере «Все непросто» с привкусом двух дымящихся стволов показали свингующие шестидесятые глазами шпионов обеих сторон «Железного занавеса». Ну куда здесь втеснить «Спектр»?
Видимо, не знал ответа на этот вопрос и сам Мэндес. Поэтому он сделал крутой разворот и швырнул нас во времена Бонда пирсброснановской модели: агент 007 снова непобедим, способен движением ресниц взрывать дома, пятками остановить поезд, вызвать снежную лавину хлопком в ладоши, чтобы потом обогнать ее, на ходу запрыгивая в легкий самолет, попутно укладывая «от бедра» бесконечным боекомплектом маленькую частную армию сумасшедшего гения, который, в лучших традициях Болливуда, в конце окажется… Ну, сами все увидите. Потому что посмотреть-то стоит.
В визуальном плане «Спектр» — то самое буйство глаз и половодье чувств, за которое мы так любим фильмы про главного агента планеты. Насыщенные деталями длинные планы, сочные краски, экзотические места и коварные женщины, с которыми в этот раз, откровенно скажем, вышел промах. Широко разрекламированной Монике Белуччи отвели непростительно, позорно, отвратительно мало экранного времени. Так мало, что впору говорить о ее роли не как о полноценной, а всего лишь как о мимолетном камео. Камео. Моники. Белуччи!
Но, уверяю вас, вот эти вот полторы минуты хронометража вы будете незаметно для окружающих подтирать стекающую по уголку губ капельку слюны. Потому что Моника в ее 51 двумя сценами с легкостью затыкает за пояс ажурной комбинации юное дарование Леи Сейду. Дарование, прямо скажем, слишком юное и не совсем развитое: половину фильма вы будете сидеть в надежде, что вот уж сейчас-то ее скормят пираньям, а нам вернут Монику. Не вернут. И не скормят. А надо бы.
В вину «Спектру» можно поставить не только так себе подбор актрис(-ы), но и общую несерьезность происходящего. На смену вполне земным терактам для обрушения акций авиакомпании и царькам небольших исламских группировок снова пришли полоумные магнаты мировой закулисы, что отсылает нас никак не к «Казино «Роял» и не к гениальному «Скайфолу», а во времена «Завтра», которое никогда не умрет. Или умрет, но не сейчас. Схематичные образы, условность происходящего — ни первым, ни во второе не веришь, как бы серьезно Дэниэл Крейг ни хмурился от сцены к сцене.
Понимаете, «Спектр» банально неинтересно смотреть. Потенциально интересные персонажи (да, я снова про Монику) введены в действо сугубо ради имени на афише, потенциально неинтересные занимают все остальное экранное время в попытках двигать деревянный и прямолинейный сюжет с как бы «Вау!»-твистом в конце, который разгадываешь уже на 20-й минуте фильма.
Несколько неуютно в этом вертепе даже самому Крейгу: из героя такого, знаете, печоринского типа («Зачем я жил? Для какой цели я родился?») его низвергли обратно в попрыгуна-стрекозла, которому мышцы мешают ходить аристократической походкой, а излишне серьезное выражение лица с отсветами интеллекта — творить откровенные глупости.
В этом плане молодцом смог удержаться Крис Нолан, который не повернул
От «Спектра» можно просто получать удовольствие, как мы это делали во времена «Золотого глаза». Потому что, черт возьми, этот Бонд нас в те времена с легкостью возвращает. И тебе снова после просмотра хочется вваливать по центру Рима на огнедышащем «Астоне», залезать к малознакомым женщинам в душ, убивать злодеев связками бидонов молока (не вникайте), а затем взбалтывать (но не смешивать!) до полного достижения катарсиса.
Широко разрекламированная «Ягуаром» и «Ленд-Ровером» сцена погони в Риме оказалась тихим пшиком: смешные скорости, небольшие углы скольжения, общая детсадовость происходящего заставляют не ахать и охать, а посматривать на часы в ожидании развязки. |
Но вот какая штука. В «Скайфоле» была сцена, где «М» в исполнении блистательной Джуди Денч за одну минуту из властительницы мира и Железной леди перевоплощалась в слабую, напуганную старушку, а Бонд из бессмертного супергероя — в зашуганного, но твердого и любящего сына. С момента выхода я пересмотрел Skyfall в общей сложности шесть раз и все равно в последнем акте кусаю костяшки от волнения. В «Спектре» нет ни одной подобной по накалу и эмоциональной глубине сцены, поэтому на моем жестком диске «1257 Лучших Фильмов Всех Времен» места под него не найдется. И под заглавную песню места в плейлисте — тоже.