Южная Осетия через полгода проведет референдум, в ходе которого собирается поправить свою Конституцию. По словам главы республики Леонида Тибилова, это позволит Цхинвалу обратиться к Москве с предложением создать «единый союзный орган», которому передадут полномочия властей республики, передает «Интерфакс».
— Референдум пройдет в ближайшее время, не через год, а менее чем через полгода. Этот вопрос мы обсудили с президентом России Владимиром Путиным и пришли к выводу, что это внутриюгоосетинский вопрос. Этот вопрос нуждается в юридическом осмыслении, и для его реализации необходимо внести изменения в Конституцию республики, по которым и будет проведен референдум.
Тибилов отметил, что изменения в статье 10 Конституции Южной Осетии дадут главе республики «право обратиться к президенту России с предложением создать единый союзный орган, которому мы передадим свои полномочия». Сейчас статья 10 южноосетинской Конституции гласит: «Республика Южная Осетия вправе вступать в союз с другими государствами и передавать органам союза осуществление части своих полномочий». Такое изменение, по словам главы республики, освободит Россию «от политических рисков, которые могли возникнуть при прямом вхождении».
В Цхинвале уже проработано и проходит внутриведомственные процедуры дополнительное соглашение с Россией по реализации договора о союзничестве и интеграции по линии обороны. При этом, говорит Тибилов, Министерство обороны Южной Осетии будет сохранено, но южноосетинские военнослужащие будут приняты в российские военные части.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Скаков говорит, что предложение о создании некоего союзного государства — это новый нюанс в риторике президента Южной Осетии Леонида Тибилова. По его словам, Россия не спешит присоединять Южную Осетию, а у Цхинвала вхождение в Россию — единственная идея, поэтому и могла возникнуть мысль о создании союзного государства, передает РБК.
Отметим, что в марте 2015 года между Россией и Южной Осетией был подписан договор о союзничестве и интеграции. В итоговом варианте договора не говорится о возможности присоединения к России через референдум, но в нем предусмотрено создание общего пространства безопасности и обороны между республиками.