Напомним, что разговоры о том, что в нашем городе нужно поставить памятник адмиралу Федору Ушакову начались ещё в прошлом году. Уже тогда городские власти определились с местом. Монумент планировали установить на Советской, 74, возле ТЦ «Авангард».
Тогда рассматривали несколько вариантов. Были предварительные эскизы скульптур от пензенских архитекторов и даже готовый монумент — его заказывали для установки в Ярославле, но затем город отказался от памятника. Проблема была только в цене — инициаторы установки скульптуры считали её завышенной.
Сейчас с эскизом будущего памятника городские власти определились. Накануне, 24 июля, на встрече с журналистами сити-менеджер Александр Бобров показал проект монумента.
Это будет стела, в основании которой выбито имя флотоводца. По бокам от монумента будут два якоря. А на вершине стелы разместится круглый барельеф с изображением самого адмирала Федора Ушакова.
Напомним, в этом году в Тамбове установят ещё несколько памятников. Их уже утвердил совет по монументальному искусству.
Так, на пересечении улицы Советской и бульвара Энтузиастов появится сквер имени Владимира Вернадского, а в нём установят памятник учёному. Выглядеть скульптура будет вот так.
Статую святителя Питирима Тамбовского поставят на Соборной площади. Установить его должны к столетию канонизации святого. На проекте монумент выглядит вот так.
А памятник Герою Советского Союза Александру Московскому, «Российскому офицеру» и тамбовским военным училищам появится на пересечении улицы Комиссара Московского и Стремянного проезда, 7/2.
Фото: stancoy.livejournal.com
На первом памятнике, надо понимать, отказались от других четырех тамбовских святых? Или просто мы их не видим на этом эскизе? Если их не будет, то четыре постамента выглядят как жертвенники, урны, цветочницы, тумбы для животных в цирке и т.п. Типичная форма памятника святому - в любой город приезжай и увидишь тоже самое. С 1853 года, когда был установлен в Киеве памятник князю Владимиру, ничего нового в образе святого - огромный крест в руке. А, если бы автор памятника взял бы за основу фрески тамбовского собора, где Питирим представлен трудником, строящим собор, укладывающим камень и кирпич на раствор, то памятник был бы неординарным, приближающим святого к нам - жителям Тамбова.
На втором памятнике - "Колдуй бабка, колдуй дед, заколдованный медведь". Хохотал в голос! Неужели нельзя было изобразить вклад ученого в виде абстрактных форм? Прекрасный образ Ученого создал Виктор Остриков на здании Земства (главный корпус ТГТУ), много памятников Вернадскому уже украшают Россию и Украину. Наш с развязанными шнурками, мантией и конфедераткой получит в народе название - Престарелый Гарри Поттер и философский камень Над этим памятником будут смеяться, ему придумают названия в народе еще и похлеще, это будет нечто.
На третьем - казалось бы, прекрасная идея с обелиском. Это была эпоха увлечения классицизмом, ампиром. Ампир снова вводит египетские обелиски в архитектуру. Прекрасны изображения на сторонах обелиска. Чудесны якоря! Но Якоря у подножья и на обелиске - перебор в семантике памятника. Можно было бы на одной стороне изобразить ратный подвиг, на другой - христианский подвиг. И конечно обелиск должен быть высоким, а не таким обрубком. В России обелиски стали устанавливаться со времён Екатерины II в ознаменование крупных военных побед. В этом качестве они соперничали с другим видом столпообразных памятников: монументами-колоннами. С окончанием эпохи классицизма памятники-колонны потеряли популярность, в то время как обелиски продолжали устанавливать в течение всего XIX и XX веков.
На нем мог бы быть в овальном медальоне профиль святого и воина.
Но зачем этот дикий золотой диск? Это выглядит как шоколадная монета, подаренная ребенку на Новый год. Пропорции убоги. Верх мог бы венчать двуглавый орел и это было бы шедевром. Но в таком виде - мне страшно подумать, как такое проходит в Совете по монументальному искусству? Марина Подгорнова, Вам и Вашим коллегам необходимо еще и еще раз подумать над памятником.
Отказавшись от практики проведения конкурсов для возведения памятников, администрация получает то, что мы видим - однобокое восприятие. Обращаются к Рукавишникову - получают ширпотреб, любимый властью, а конкурс мог бы открыть новые имена, удачные коллективы соавторов. Жаль, очень жаль! Хочется сказать: -Не позорьтесь с этим круглым диском на обелиске! Ему там не место!
Для тех кто не в курсе, эта работа принадлежит скульптору Михаилу Салычеву заслуженному художнику России и Цыцинной Н. С . . Господа своих героев нужно знать в лицо, а Острикову далеко до таких работ.